Шапка сайта
Твиттер   Вконтакте

Страничка учителя-логопеда

Шевченко Эльвира Александровна

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Часы приема родителей (законных представителей)
для индивидуальных консультаций по вопросам речевого развития детей
среда с 17.00 до 19.00

 


Уважаемые родители!

Предлагаем новую форму взаимодействия учителя-логопеда с родителями и воспитанниками ДОУ в образовательной области «Речевое развитие», через систему тематических электронных образовательных маршрутов. Следуйте логике предлагаемого маршрута совместно с ребёнком. Выполняйте пошаговые инструкции.

Обратите внимание на ссылки: первая ссылка адресована воспитанникам младших групп (3-4 года), вторая — для детей средних групп (4-5 лет), третья рекомендована детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет), четвёртая — для воспитанников подготовительных к школе групп (6-7 лет).

Желаем успеха!

  1. Образовательный индивидуальный маршрут совместной деятельности родителей и ребёнка в сети Интернет по теме «Осень»

  2. Образовательный индивидуальный маршрут совместной деятельности родителей и ребёнка в сети Интернет по теме «Зимушка-зима»

  3. Образовательный индивидуальный маршрут совместной деятельности родителей и ребёнка в сети Интернет по теме «Весна»

  4. Образовательный индивидуальный маршрут совместной деятельности родителей и ребёнка в сети Интернет по теме «Вот и лето наступило...»

«Интерактивная копилка» для взрослых и детей

Консультации

Заикание. Виды и причины его возникновения

Заикание – это, по сути своей, нарушение темпа, ритма и плавности речи. Оно возникает, обычно, вследствие судорожных сокращений мышц артикуляционного аппарата, участвующих в воспроизведении звуков, из которых, собственно, и состоит речь.

Внешние проявления заикания, такие, как судорожное нарушение темпо-ритмической организации речи (запинки, клонирование слогов и т.п.) – это, если можно так выразиться, вершина айсберга. Вникать же нужно и в предпосылки возникновения заболевания, и во все многочисленные его проявления, которые могут даже быть не видны родителям, но специалисты сразу же их распознают. Ну, и, конечно, ни в коем случае нельзя забывать, что заикание имеет ряд последствий, которые тоже требуют длительного реабилитационного лечения.

Помимо судорожного сокращения мышц заикание характеризуется нарушением дыхания, голоса, речевого ритма, фонематического слуха и восприятия. К этому добавляются различные психологические расстройства, такие, как логофобия (страх речи), скоптофобия (стыд за дефект) и др. Если заикание не лечить, то речь ребенка, вместо того, чтобы к 7 годам превратиться в стройно организованную систему, напротив, с течением времени, все сильнее дезорганизуется. Вот поэтому-то так важно вовремя понять серьезность проблемы и начать двигаться в направлении ее решения.

Заикание не зря считается чрезвычайно сложным и многогранным заболеванием. Очень тяжело выявить причины его возникновения. Трудно спрогнозировать результаты лечения. А проявления заикания настолько разнообразны, что, иногда, врачу приходится пол-листа исписать, чтобы сформулировать диагноз маленькому пациенту с жалобами на запинки в речи. Это и не удивительно. Ведь, когда доктор ставит ребенку диагноз – заикание, он учитывает:

  • происхождение заболевания;
  • тип, форму и место локализации судорог;
  • степень выраженности нарушений темпо-ритмической организации речи.

Первый фактор, влияющий на постановку диагноза – это происхождение заболевания, или, еще можно сказать, причины возникновения заикания. У врачей формулировка эта звучит так: виды заикания в зависимости от этиологии заболевания.

Какие бывают виды заикания?

  1. Невротическое заикание (логоневроз).
  2. Неврозоподобное или органическое заикание.

Давайте рассмотрим каждый вид заикания, тогда вам легче будет понять, чем логоневроз отличается от органического заикания.

Что такое невротическое заикание (логоневроз)?

Логоневроз или невротическое заикание – это заикание, при котором у ребенка, практически, отсутствуют ярко выраженные нарушения со стороны неврологии. Исследования головного мозга не выявляют значимых отклонений в его функционировании. Речевое и моторное развитие – нормальное или раннее. При логоневрозе малыш может совсем не заикаться в спокойной обстановке, но, в том случае, если он начинает волноваться, заикание усиливается. Часто наблюдается проявление логофобии (боязни говорить). Все эти симптомы очень похожи на проявления невроза. Поэтому такой вид заикания и стали называть логоневрозом. Невротическому заиканию свойственна сезонность. Как и у всех хронических заболеваний, обострения, зачастую, случаются осенью и весной.

Чаще всего заикание дает о себе знать в период активного становления речи, а именно в 2-3 года. В возрасте же 4-6 лет, когда у ребенка развивается фразовая речь, расширяется кругозор и, соответственно, обогащается словарный запас, у некоторых деток артикуляционный аппарат и головной мозг подвергаются повышенной нагрузке, к которой они, по сути, еще не готовы. И достаточно, как говорится, искры, чтобы вся система дала сбой. В роли искры здесь может выступить любое сильное переживание или стресс.

Кратковременное заикание в период активного формирования мышления наблюдается у 4% детей в возрасте от 2 до 4 лет. Его так и называют – «заикание развития». У 1% деток заикание стойкое. И связано оно, обычно, с психологическими факторами.

В каждом отдельном случае совокупность этих факторов своя:

  • Кто-то из родителей перестарался с обучением. Так сказать, форсировал события. А детская психика оказалась к такому объему информации еще не готовой.
  • Кто-то сильно опекает своего малыша и не дает ему почувствовать себя значимым и самостоятельным членом общества.
  • А кто-то, слишком строг, предъявляет непосильные требования, к которым ребёнок физиологически пока не готов.
  • Один ребенок категорически отказывается ходить в детский сад, ощущая тревогу, оказавшись вне дома, привычной и комфортной для него обстановки.
  • А другой – переживает конфликтные ситуации, часто возникающие в семье.
  • Третий - испугался собаки или кого-нибудь из мультяшных героев. Да-да! Мамы-папы, обратите на это свое особое внимание! Ведь не все родители контролируют, что смотрят их дети. А герои современных мультфильмов, иногда, бывают гораздо страшнее любой собаки.

Именно, учитывая возможность возникновения подобных обстоятельств, так важно, если вы заметили первые симптомы заикания у вашего малыша, обратиться не только к невропатологу и психиатру, но и к психологу.

Чаще всего, назвать одну единственную причину, приведшую к тому, что ваш ребенок заболел логоневрозом, просто невозможно. Это целая причинно-следственная цепочка, которая может начинаться с генетических и наследственных заболеваний, прослеживаться во время беременности и родов, и заканчиваться ослаблением детского организма частыми простудными заболеваниями и нестабильным морально-психологическим состоянием.

Одно, в случае с невротическим заиканием, можно сказать определенно. Побороть его – вполне реально. И это в ваших силах. Укрепляйте иммунную и нервную системы ребенка, активно занимайтесь с логопедом, выполняйте все рекомендации психиатра и психолога. И результаты вы увидите совсем скоро.

С органическим или неврозоподобным заиканием ситуация обстоит совсем по-другому. И сложность этой ситуации заключается вот в чем.

Что такое неврозоподобное или органическое заикание?

Неврозоподобное заикание – это, обычно, следствие выраженной неврологической патологии. ЭЭГ, в таких случаях, выявляет отклонения в функционировании головного мозга. То есть, причины заикания – физиологические. У таких деток наблюдается нарушения моторики, что отражается и на артикуляции. Они поздно начинают говорить. Характер заикания у них не меняется, в зависимости от эмоционального состояния, смены ситуаций или сезонов. Органическое заикание часто сопровождается нервными тиками, навязчивыми движениями и выраженной судорожностью речи. Методики лечения неврозоподобного заикания включают в себя не только комплекс терапевтических мероприятий по коррекции заикания, но и меры по борьбе с патологией, ставшей его причиной.

Органическое заикание проявляется, как правило, у детей на 3-4 году жизни. Оно усиливается постепенно. В отличие от логоневроза, характеризуется постоянностью симтоматики. Детки с неврозоподобным заиканием беспокойны, непоседливы и суетливы. Они отличаются моторной неловкостью и плохой координацией движений. У них наблюдается нарушение произношения многих звуков. Сложности с фонематическим слухом, да и с музыкальным тоже. Опять же, как и в случае с логоневрозом, здесь четко прослеживается причинно-следственная связь между наследственностью, тяжелой беременностью и родами и возникновением заболевания.

Хотелось бы еще отметить, что деление заикания на невротическое и неврозоподобное, весьма и весьма условно. Очень редко можно встретить ребенка с логоневрозом, не страдающего каким-нибудь расстройством соматического характера. И наоборот. Так что, не стоит удивляться, если вы обнаружите, что методики лечения разных видов заикания очень похожи, если не сказать – совершенно идентичны. В связи со сложностью самого заболевания в целом, и его диагностирования, в частности, комплексы борьбы с заиканием, в большинстве своем, универсальны.

В любом случае, не боюсь повториться, если вы заметили в речи вашего малыша частые и повторяющие запинки, следует в первую очередь обратиться за консультацией к врачу-невропатологу, а далее, следовать его рекомендациям.

С уважением, учитель-логопед.

Печать E-mail