Шапка сайта
Твиттер   Вконтакте

Методические разработки группы №3

Образовательный маршрут для родителей «Секреты народного творчества»

Авторы идеи: Комиссарова Л.В. воспитатель МБДОУ детского сада №174 г.о.Самара

Емикеева Г.А. воспитатель МБДОУ детского сада № 174 г.о.Самара

«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство, то есть то,
что запечатлено народом, сохранено,
что народ пронес через столетия»
.

М.И. Калинин

Знакомство детей с прикладным творчеством способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывает интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Предлагается материал для ознакомления с видами декоративно-прикладного искусства для родителей дошкольников с использованием ресурсов сети интернет.

День первый. Дымковская роспись

Уважаемые родители!

Расскажите детям о том, что Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Здесь русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. В слободе над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Посмотрите официальный сайт дымковская игрушка по адресу http://dymkatoy.ru/

  1. Обратите внимание на процесс создания дымковской игрушки.
  2. Покажите ребенку как изображается один из элементов дымковской росписи на сайте https://youtu.be/FX7miXm-dAI и предложите ему самостоятельно нарисовать этот узор.

День второй. Городецкая роспись

Уважаемые родители!

Расскажите детям о том, что городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль, а люди — только анфас. И все это - в окружении роскошных цветочных гирлянд.

На официальном сайте: https://youtu.be/tiNg93j6nko, где вы можете после просмотра обсудить с детьми:

  1. Основные мотивы городецкой росписи.
  2. Особенности выполнения техники росписи и совместно с ребенком попробуйте разрисовать доску применяя технику городецкой росписи.

День третий. Гжельская роспись

Уважаемые родители!

Заинтересуйте детей гжельской росписью т.к она является колыбелью и основным центром русской керамики. В самом центре России, в живописном подмосковном регионе (Раменский район) производят фарфор с нарядной синей росписью и многоцветной майоликой. Здесь она зарождалась, и здесь проявились ее высшие достижения, как наглядный образец наследия народного искусства. Совсем недавно Гжельский промысел отметил свое 650-летие. Но на самом деле, никто не знает, когда он возник, ведь первое упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года.

Мы предлагаем на сайте: http://u-sovenka.ru/Materialyi/UROKI-RISOVANIYA-DLYA-DETEY/urok-gzel.html посмотреть урок рисования:

«Сказочная Гжель» Для начала с ребенком:

  1. Попытайтесь поэксперементировать со смешением цветов, разбавляя синюю краску с белой и получая все новые и новые оттенки.
  2. Рассмотрите самые простые элементы гжельских узоров - точки, штрихи и линии и предложите ребенку их нарисовать.

День четвертый. Хохломская роспись

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал(раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

Уважаемые родители!

Просим вас воспользоваться официальным сайтом https://youtu.be/bGL08WfpQsI и обратить внимание на:

  1. Историю создания хохломской росписи.
  2. Элементы хохломской росписи (точка, капля, дуга, спираль.)
  3. Предложите ребенку нарисовать рисунок используя эти элементы.

Кружок «Пластилиновые картинки»

Актуальность: из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития старших дошкольников, способствуют эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей, но и в такой нетрадиционной техникой рисования как пластилинография. Создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности - один из видов декоративно прикладного искусства.

Пластилинография способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию. Техник проста в исполнение, увлекает и не перегружает детей не умственно не физически. При успешном овладение методикой рисование пластилином, можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Цель: развитие мелкой моторики рук и творческих способностей детей через пластилинографию.

Задачи

  1. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изобразительного искусства – пластилинографией
  2. Развивать мелкую моторику рук создавая композиции из пластилина, сенсорные эталоны, благодаря разным приемам вливания одного цвета в другой, эстетическое и образное мышление
  3. Воспитывать аккуратность, умение работать сообща, вместе выполнять общие задания.

Методическая разработка воспитателя старшей группы Г.А. Емикеевой «Мы - друзья природы»

001
002
003
004
005
006
007
008
009
010
011
012
013
014
015
016
017
018
019

Методическая разработка воспитателя группы № 3 Емикеевой Г.А. «Сказочная математическая история»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Сказочная математическая история»

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.

Задачи интегрированного НОД

  • формировать понимание отношений между числами натурального ряда;
  • закреплять умение устанавливать соответствие между числом и цифрой;
  • повторить прямой и обратный порядковый счёт;
  • способствовать свободному общению между детьми и взрослыми;
  • развивать диалогическую речь;
  • уметь отвечать на вопрос полным ответом;
  • воспитывать умение понимать учебную задачу.
  • воспитывать умение доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать самостоятельность, отзывчивость, желание прийти на помощь.

ХОД НОД

Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Ответы детей.

Воспитатель: А если настроение хорошее, значит нам с вами любое дело по плечу. Я предлагаю совершить путешествие в сказку, а вот в какую именно, вам придется сейчас угадать….(загадка)

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё,

А ну, подскажите-ка имя её?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, вам нравится эта сказка?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда, может быть, вы сможете назвать её автора?

Ответы детей.

- А кто мне напомнит, какие герои были в сказке? (герои постепенно появляются на интерактивной доске)

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Вспомните, как она начиналась?. А вот продолжение мы с вами придумаем совсем другое, согласны?

Ответы детей.

Воспитатель: И так, шла Красная Шапочка к бабушке, а дорога лежала через лес, и девочка заблудилась…

- Как вы думаете, кто же может ей помочь? Вы не поверите - волк, он увидел маленькую девочку и предложил её проводить, но сначала ему нужно сделать домашнее задание, ведь наш волчонок учится в лесной школе. Может быть, мы поможем ему справиться с заданием, ведь вы тоже скоро в школу собираетесь, много знаете и умеете?

-Тогда занимайте места за столами и внимательно слушайте первое задание:

1.Математическая разминка.

- Перед каждым из вас, на столе, стоит коробочка с математическим набором, откройте её и выложите перед собой с лева направо по порядку цифры первого десятка (от 1 до 10) дети выполняют задания

  • вспомните порядковый счёт от 1 до 10.
  • вспомните обратный счёт от10 до 1.
  • назовите число, следующее после числа 6. (покажите цифру)
  • увеличьте число 8 на 1.(покажите ответ)
  • уменьшите число 10 на 1.
  • назовите число больше 4, но меньше 6 .
  • какое число стоит между числами 7 и 9?
  • назовите соседей числа 9.
  • назовите соседей числа 5.
  • какое число больше 5 или 9?

2. Сравните числа, используя знаки >; <;= (поручить соседям проверить выполнение задания) - работа с карточкой №1.

3. Вспомните сказки, в названии которых есть числа…

Ответы детей.

4. А знаете ли Вы хоть одну сказку, в названии которой есть геометрические фигуры?

Ответы детей.

Воспитатель: А наш волчонок придумал такую сказку, хотите ее послушать?

«Сказка о семье четырехугольников»

- С волчонком в классе учится мальчик, его зовут Квадрат. У него есть подружка - Круг. Однажды Квадрат пригласил подружку к себе домой и как воспитанный мальчик решил познакомить ее со своей семьей (выставляю на доске поочередно геометрические фигуры).

- Это мой папа, его зовут Прямоугольник, говорят, мы с ним очень похожи. (-Ребята, чем похожи квадрат и прямоугольник, а чем отличаются?)

Ответы детей.

- Это моя мама, ее зовут Ромб, мы с ней тоже очень похожи. Ребята, назовите сходства и отличия?

Ответы детей.

- Это моя сестра, ее зовут Трапеция. Ребята, назовите сходства и отличия?

Ответы детей.

- Это мой брат, его зовут Параллелограмм. Как вы думаете, похожи чем-то братья?

Ответы детей.

- А фамилия у нас Четырехугольники. Когда квадрат познакомил подружку со своей семьей, они отправились в его комнату играть в компьютер. Он показал Кругу новую игру. Мы сейчас попробуем выполнить такое же задание как у друзей.

5. Повтори узор по образцу. (карточка №2)

(для проверки используем метод взаимоконтроля)

Воспитатель: Ну вот и всё, мы справились со всеми заданиями, устали? Хорошо, а теперь посмотрим, чем мы можем помочь Красной Шапочке, пойдёмте-ка на полянку (физминутка на ковре)

Перед нами луг широкий, / развели руки в стороны./

А над нами лес высокий . / руки вверх. /

Слева сосны, / руку влево./

Справа ели /руку вправо./

Головами зашумели /махи руками над головой/

Вдруг ударил сильный гром, /хлопки перед собой/

Побежали быстро в дом. /сделать «крышу» руками над головой, присесть./

Воспитатель: Ну, что ж пока на улице идёт дождь, мы посидим в домике лесника и порешаем задачки про лесных зверюшек, согласны? Ответы детей.

По тропинке зайчик шёл,

Подосиновик нашёл,

Походил вокруг осин

И нашёл ещё один.

Сколько всего подосиновиков нашёл зайчик? / 2./

Пять зелёных лягушат

На песочке в ряд лежат.

Одному из пяти братцев

Захотелось искупаться

Остальным же неохота

Возвращаться вновь в болото.

Сколько лягушат осталось лежать на песке? / 4./

Дядя ёжик в сад зашёл,

Десять спелых груш нашёл.

Семь из них он дал ежатам,

Остальные же – зайчатам.

Сколько груш ёж дал зайчатам? / 3./

Мама – белка для детишек

Собрала десяток шишек.

Сразу всё не отдала,

По одной всего дала.

Старшему – еловую,

Среднему – сосновую,

Младшему – кедровую.

Сколько шишек осталось у мамы-белки? / 7./

Шесть весёлых медвежат

За малиной в лес спешат,

Но один малыш устал,

От товарищей отстал,

А теперь ответ найди,

Сколько мишек впереди? / 5./

Раз к зайчихе на обед

Прискакал дружок- сосед.

На пенёк они присели

И по две морковки съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок? /4./

Воспитатель: Молодцы, на все вопросы правильно ответили, а в это время дождь закончился, давайте вернёмся на полянку… (физминутка)

Перед нами луг широкий, /руки развести в стороны./

А над нами лес высокий. /руки вверх./

Слева – сосны, /руку влево./

Справа – ели. /руку вправо./

Головами зашумели /махи руками над головой/

Впереди – река /смотря вперёд «под козырёк»/

Широка, /руки в стороны/

Глубока. /руки вниз, присели./

Воспитатель: Как же нам быть, ребята, как помочь героям через речку перебраться? Верно, лодочку сделать или мост построить, но для этого нам нужен строительный материал. Давайте вернёмся за столы и решим эту проблему, я научу вас как.

Ответы детей.

6. Упражнение «Построй мостик» (деление квадрата на части, создание построек по замыслу.)

У каждого из вас на столе лежат по 2квадрата, посмотрите, что в них общего (форма, размер), а чем они отличаются? (цветом)

Вам нужно разделить 1 квадрат на 2 равные части, получится - 1/2; затем ещё пополам - 1/4; 1/8.

Из получившихся треугольников сложите мост (кораблик) для переправы через реку.

Воспитатель: Отлично, теперь Красная Шапочка с волчонком смогут попасть на другой берег и продолжить свой путь. Но посмотрите, на берегу сидит маленький утёнок, он потерялся, давайте поможем ему найти дорогу домой… (работа с интерактивной доской - лабиринт)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у наших героев снова проблемы, девочка хотела собрать букет для своей бабушки, но ветер перепутал все лепестки у цветов, давайте поможем Красной Шапочке собрать цветы. Вы должны разделиться на небольшие команды, внимательно рассмотреть лепестки и выбрать только те, которые подходят к серединке вашего цветка. (Игра проводится под музыку.) По окончании игры – совместная проверка.

Ну что ж, букет мы собрали, осталось только открытку нарисовать и можно отправляться к бабушке.

- А какую картину надо нарисовать, я сейчас расскажу.

- Возьмите лист бумаги и карандаши.

Нужно:

1) Нарисовать облако в левом верхнем углу.

- Где нарисовали облако? (дети показывают и называют)

2) В левом нижнем углу нарисуйте цветок.

- Где нарисован цветок? (дети показывают и называют)

3) В правом верхнем углу - солнце.

- Где нарисовали солнце? (дети показывают и называют)

4) В правом нижнем углу - гриб.

- Где нарисовали грибок? (дети показывают и называют)

5) А в середине - домик.

- Где нарисовали домик? (дети показывают и называют)

Проверка: по образцу воспитателя.

Воспитатель: Какие же вы молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. Скажите, какое из них было для вас наиболее трудным? Ответы детей.

А с чем вам было легче всего справиться? Ответы детей.

Как вы думаете, что помогло нам преодолеть все препятствия, и выручить Красную Шапочку. Ответы детей.

Воспитатель: А бабушка Красной Шапочки в благодарность за то, что вы помогли её внучке, передала вам угощение!

Методическая разработка воспитателя старшей группы №3 Комиссаровой Л.В. Развитие познавательных интересов

001
002
003
004
005
006
007
008
009
010
011

Организация общения детей дошкольного возраста

001
002
003
004
005
006
007
008
009
010
011
012
013
014
015
016
017
018
019
020
021
022
023
024
025

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

Печать E-mail