Страничка учителя-логопеда
Шевченко Эльвира Александровна
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Часы приема родителей (законных представителей)
для индивидуальных консультаций по вопросам речевого развития детей
среда с 17.00 до 19.00
Уважаемые родители!
Предлагаем новую форму взаимодействия учителя-логопеда с родителями и воспитанниками ДОУ в образовательной области «Речевое развитие», через систему тематических электронных образовательных маршрутов. Следуйте логике предлагаемого маршрута совместно с ребёнком. Выполняйте пошаговые инструкции.
Обратите внимание на ссылки: первая ссылка адресована воспитанникам младших групп
Желаем успеха!
-
Образовательный индивидуальный маршрут совместной деятельности родителей и ребёнка в сети Интернет по теме «Осень»
-
Образовательный индивидуальный маршрут совместной деятельности родителей и ребёнка в сети Интернет по теме «Зима»
-
Образовательный индивидуальный маршрут совместной деятельности родителей и ребёнка в сети Интернет по теме «Весна»
-
Образовательный индивидуальный маршрут совместной деятельности родителей и ребёнка в сети Интернет по теме «Лето»
«Интерактивная копилка» для взрослых и детей
-
Что делать, если ребенок не говорит? (домашний тренажёр по «запуску» речи у детей 2-3 лет)
-
Артикуляционная гимнастика для всех (домашний тренажёр по развитию органов речи)
-
«Хитрые» звуки (домашний тренажёр по постановке звуков речи)
-
Играем со звуками (домашний тренажёр по закреплению поставленных звуков)
-
Веселая фонетика для детей 3-4 лет
-
Занимательные уроки для детей 4-5 лет
-
Полезные уроки для детей 5-6 лет
-
Увлекательные уроки для детей 6-7 лет
Консультации
Заикание. Виды и причины его возникновения
Заикание – это, по сути своей, нарушение темпа, ритма и плавности речи. Оно возникает, обычно, вследствие судорожных сокращений мышц артикуляционного аппарата, участвующих в воспроизведении звуков, из которых, собственно, и состоит речь.
Внешние проявления заикания, такие, как судорожное нарушение темпо-ритмической организации речи (запинки, клонирование слогов и т.п.) – это, если можно так выразиться, вершина айсберга. Вникать же нужно и в предпосылки возникновения заболевания, и во все многочисленные его проявления, которые могут даже быть не видны родителям, но специалисты сразу же их распознают. Ну, и, конечно, ни в коем случае нельзя забывать, что заикание имеет ряд последствий, которые тоже требуют длительного реабилитационного лечения.
Помимо судорожного сокращения мышц заикание характеризуется нарушением дыхания, голоса, речевого ритма, фонематического слуха и восприятия. К этому добавляются различные психологические расстройства, такие, как логофобия (страх речи), скоптофобия (стыд за дефект) и др. Если заикание не лечить, то речь ребенка, вместо того, чтобы к 7 годам превратиться в стройно организованную систему, напротив, с течением времени, все сильнее дезорганизуется. Вот поэтому-то так важно вовремя понять серьезность проблемы и начать двигаться в направлении ее решения.
Заикание не зря считается чрезвычайно сложным и многогранным заболеванием. Очень тяжело выявить причины его возникновения. Трудно спрогнозировать результаты лечения. А проявления заикания настолько разнообразны, что, иногда, врачу приходится пол-листа исписать, чтобы сформулировать диагноз маленькому пациенту с жалобами на запинки в речи. Это и не удивительно. Ведь, когда доктор ставит ребенку диагноз – заикание, он учитывает:
- происхождение заболевания;
- тип, форму и место локализации судорог;
- степень выраженности нарушений темпо-ритмической организации речи.
Первый фактор, влияющий на постановку диагноза – это происхождение заболевания, или, еще можно сказать, причины возникновения заикания. У врачей формулировка эта звучит так: виды заикания в зависимости от этиологии заболевания.
Какие бывают виды заикания?
- Невротическое заикание (логоневроз).
- Неврозоподобное или органическое заикание.
Давайте рассмотрим каждый вид заикания, тогда вам легче будет понять, чем логоневроз отличается от органического заикания.
Что такое невротическое заикание (логоневроз)?
Логоневроз или невротическое заикание – это заикание, при котором у ребенка, практически, отсутствуют ярко выраженные нарушения со стороны неврологии. Исследования головного мозга не выявляют значимых отклонений в его функционировании. Речевое и моторное развитие – нормальное или раннее. При логоневрозе малыш может совсем не заикаться в спокойной обстановке, но, в том случае, если он начинает волноваться, заикание усиливается. Часто наблюдается проявление логофобии (боязни говорить). Все эти симптомы очень похожи на проявления невроза. Поэтому такой вид заикания и стали называть логоневрозом. Невротическому заиканию свойственна сезонность. Как и у всех хронических заболеваний, обострения, зачастую, случаются осенью и весной.
Чаще всего заикание дает о себе знать в период активного становления речи, а именно в 2-3 года. В возрасте же 4-6 лет, когда у ребенка развивается фразовая речь, расширяется кругозор и, соответственно, обогащается словарный запас, у некоторых деток артикуляционный аппарат и головной мозг подвергаются повышенной нагрузке, к которой они, по сути, еще не готовы. И достаточно, как говорится, искры, чтобы вся система дала сбой. В роли искры здесь может выступить любое сильное переживание или стресс.
Кратковременное заикание в период активного формирования мышления наблюдается у 4% детей в возрасте от 2 до 4 лет. Его так и называют – «заикание развития». У 1% деток заикание стойкое. И связано оно, обычно, с психологическими факторами.
В каждом отдельном случае совокупность этих факторов своя:
- Кто-то из родителей перестарался с обучением. Так сказать, форсировал события. А детская психика оказалась к такому объему информации еще не готовой.
- Кто-то сильно опекает своего малыша и не дает ему почувствовать себя значимым и самостоятельным членом общества.
- А кто-то, слишком строг, предъявляет непосильные требования, к которым ребёнок физиологически пока не готов.
- Один ребенок категорически отказывается ходить в детский сад, ощущая тревогу, оказавшись вне дома, привычной и комфортной для него обстановки.
- А другой – переживает конфликтные ситуации, часто возникающие в семье.
- Третий - испугался собаки или кого-нибудь из мультяшных героев. Да-да! Мамы-папы, обратите на это свое особое внимание! Ведь не все родители контролируют, что смотрят их дети. А герои современных мультфильмов, иногда, бывают гораздо страшнее любой собаки.
Именно, учитывая возможность возникновения подобных обстоятельств, так важно, если вы заметили первые симптомы заикания у вашего малыша, обратиться не только к невропатологу и психиатру, но и к психологу.
Чаще всего, назвать одну единственную причину, приведшую к тому, что ваш ребенок заболел логоневрозом, просто невозможно. Это целая причинно-следственная цепочка, которая может начинаться с генетических и наследственных заболеваний, прослеживаться во время беременности и родов, и заканчиваться ослаблением детского организма частыми простудными заболеваниями и нестабильным морально-психологическим состоянием.
Одно, в случае с невротическим заиканием, можно сказать определенно. Побороть его – вполне реально. И это в ваших силах. Укрепляйте иммунную и нервную системы ребенка, активно занимайтесь с логопедом, выполняйте все рекомендации психиатра и психолога. И результаты вы увидите совсем скоро.
С органическим или неврозоподобным заиканием ситуация обстоит совсем по-другому. И сложность этой ситуации заключается вот в чем.
Что такое неврозоподобное или органическое заикание?
Неврозоподобное заикание – это, обычно, следствие выраженной неврологической патологии. ЭЭГ, в таких случаях, выявляет отклонения в функционировании головного мозга. То есть, причины заикания – физиологические. У таких деток наблюдается нарушения моторики, что отражается и на артикуляции. Они поздно начинают говорить. Характер заикания у них не меняется, в зависимости от эмоционального состояния, смены ситуаций или сезонов. Органическое заикание часто сопровождается нервными тиками, навязчивыми движениями и выраженной судорожностью речи. Методики лечения неврозоподобного заикания включают в себя не только комплекс терапевтических мероприятий по коррекции заикания, но и меры по борьбе с патологией, ставшей его причиной.
Органическое заикание проявляется, как правило, у детей на 3-4 году жизни. Оно усиливается постепенно. В отличие от логоневроза, характеризуется постоянностью симтоматики. Детки с неврозоподобным заиканием беспокойны, непоседливы и суетливы. Они отличаются моторной неловкостью и плохой координацией движений. У них наблюдается нарушение произношения многих звуков. Сложности с фонематическим слухом, да и с музыкальным тоже. Опять же, как и в случае с логоневрозом, здесь четко прослеживается причинно-следственная связь между наследственностью, тяжелой беременностью и родами и возникновением заболевания.
Хотелось бы еще отметить, что деление заикания на невротическое и неврозоподобное, весьма и весьма условно. Очень редко можно встретить ребенка с логоневрозом, не страдающего каким-нибудь расстройством соматического характера. И наоборот. Так что, не стоит удивляться, если вы обнаружите, что методики лечения разных видов заикания очень похожи, если не сказать – совершенно идентичны. В связи со сложностью самого заболевания в целом, и его диагностирования, в частности, комплексы борьбы с заиканием, в большинстве своем, универсальны.
В любом случае, не боюсь повториться, если вы заметили в речи вашего малыша частые и повторяющие запинки, следует в первую очередь обратиться за консультацией к врачу-невропатологу, а далее, следовать его рекомендациям.
С уважением, учитель-логопед.