Организация питания (Об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья)
Медико-социальное обеспечение
Одним из основных направлений деятельности МБДОУ «Детский сад № 174» г.о. Самара является совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников и приобщения их к здоровому образу жизни.
Условия охраны здоровья воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется согласно годовому плану Бюджетного учреждения, индивидуальной программы реабилитации для детей-инвалидов, индивидуальному образовательному маршруту воспитанника с ОВЗ, ответственные: старшая медсестра Панусина Татьяна Ивановна, старший воспитатель Акимова Елена Валерьевна, воспитатели групп, помощники воспитателей. Медицинский блок в Бюджетном учреждении лицензирован согласно законодательства РФ.
Работа над решением задачи строится на анализе заболеваемости в предыдущие годы, диагностических данных о состоянии здоровья детей и уровне их физического развития. Работа всех специалистов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №174» городского округа Самара скоординирована и направлена на борьбу с высокой заболеваемостью воспитанников, осуществляется тесная взаимосвязь с городской поликлиникой № 15. Заместителем заведующего по медицинской части и медсестрой детского сада, ведутся постоянные наблюдения за состоянием здоровья детей, и осуществляется контроль физкультурно-оздоровительной работы. Пик заболеваемости ОРВИ у воспитанников чаще всего приходится на февраль-март месяцы, в связи с этим в детском саду усиливаются меры профилактики и противоэпидемические мероприятия:
- кварцевание групп
- профилактика фитонцидами
- витаминизация третьего блюда
- проветривание помещений в отсутствие детей
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в зале и на улице.
Заведующим Семеновой Е.В., бракеражной комиссией на основе меню составленного ООО «КШП» осуществлялся контроль за организацией полноценного питания, в меню были включены соки, кисломолочные продукты, свежие фрукты и овощные салаты каждый день.
В Бюджетном учреждении организовано 4-х разовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин, согласно десяти дневному меню, разработанного на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания, согласованного отделом санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Самарской области и департаментом потребительского рынка и услуг городского округа Самара. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. В ежедневный рацион питания включены основные продукты, овощи, творог, мясо и рыба.
Психолого-педагогическое обеспечение
Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса Основной целью системы психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад №174» г.о. Самара, является создание условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей, обеспечение их эмоционального благополучия, развитие индивидуальных способностей каждого ребенка. Функционирование программы психолого-педагогического сопровождения обеспечивает решение следующих задач:
1. Усиление психологизации в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
2. Проведение индивидуальной и групповой работы с детьми на основе диагностирования и учета их индивидуально-психологических особенностей.
3. В работе с педагогическими кадрами особое внимание уделить вопросу использования в работе с детьми данных, полученных в процессе диагностики педагогом-психологом.
4. Разработка и внедрение коррекционно-развивающих программ направленных на коррекцию эмоциональных и поведенческих нарушений.
5. Направить деятельность педагогического коллектива на выявление и помощь детям «группы риска» в их социальной реабилитации.
6. В работе по формированию здорового образа жизни у детей и родителей направить усилия на аспект профилактики и формированию психического здоровья.
7. В работе по подготовке детей к школе использовать комплекс развивающих занятий, направленных на мотивационно-ценностное отношение ребенка к школе, стимулировать развитие его психических процессов.
8. Оказание психологической помощи (консультативно-диагностической, коррекционной, психопрофилактической) всем участникам воспитательно-образовательного процесса.
9. Содействие личностному развитию каждого ребенка на всех возрастных этапах, на основе развития индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявлений.
10. Содействие развитию у детей основных личностных новообразований дошкольного детства.
11. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
12. Повышение психологической компетентности родителей и педагогов в закономерностях и особенностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе детского сада, обеспечивающего получение дошкольного образования, осуществляется по следующим направлениям:
- диагностическая работа;
- развивающая и коррекционная работа;
- консультативная работа;
- просветительская работа;
- психопрофилактическая работа;
- организационно-методическая работа.
1. Диагностическая работа
Диагностика интеллектуальной готовности к школе, осуществляется по адаптированной методике WISC Векслера включающая в себя 12 субтестов: 6 субтестов вер-бального и 6 субтестов невербального характера. Методика выбрана в соответствии с возрастом детей и учета индивидуальных особенностей. В ходе выполнения обсле-дования, педагог-психолог заполняет протоколы на каждого ребенка и протокол мо-ниторинга группы.
2. Коррекционная и развивающая работа
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы педагога-психолога являются: развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения. Развивающие групповые занятия с детьми проводятся один раз в неделю во всех возрастных группах.
Младший дошкольный возраст
1) Помощь в адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению:
- экскурсии по детскому саду,
- развивающие игры и упражнения в адаптационный период (А.С.Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»)
- информационная поддержка родителей и педагогов.
2) Обеспечение психологической защищенности и поддержки ребенка:
- игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем,
- игры на освоение ребенком окружающей среды,
- игры, направленные на установление контакта детей между собой, снятие эмоционального напряжения,
- игры на развитие эмоциональной сферы.
3) Развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми младшего дошкольного возраста по сенсорному развитию (основные процессы — восприятие, внимание, память), формирование наглядно-действенных форм мышления.
Средний и старший дошкольный возраст
1) Развивающие занятия с детьми по развитию высших психических функций.
2) Развивающие занятия по подготовке детей к школе:
- прививание интереса к процессу обучения,
- интеллектуальные игры,
- Арт-терапия (М. В. Киселева. Арт-терапия с детьми).
Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника — формирование способности распознавать и управлять своими эмоциями. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению. Эмоции становятся устойчивыми, приобретают социальный оттенок: сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им. Ребенок учится за внешними эмоциональными проявлениями угадывать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии с эти смыслом.
Дети дошкольного возраста отличаются особенностями эмоциональных состояний, уровнем притязаний, что отражается на характере их социальных контактов.
В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы детей предполагает:
- профилактику и устранение встречающихся аффективных и негативных проявлений, других отклонений в поведении;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;
- развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости, застенчивости и т.п.);
- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;
- развитие социальных эмоций;
- развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).
В связи с этим в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога решаются и следующие важные задачи:
- воспитание у детей интереса к социальному окружению;
- выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения;
- обучение саморегуляции своего эмоционального состояния и избегания конфликтов.
На развивающих занятиях дети учатся показывать определенную эмоцию, оценивать невербальные средства выражения эмоций. Работа по развитию эмоционального опыта ребенка ведется и в направлении формирования понимания смысла и значения раз-личных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях. Для этого детям представляются различные модели поведения, например, уверенная, неуверенная, агрессивная, и предлагается проанализировать типичные для детской жизни эмоциональные ситуации с точки зрения этих моделей.
Далее, с помощью знаний о невербальных средствах выражения эмоций и полученных навыков в этой области, дети разыгрывают ту или иную ситуацию, используя различные модели поведения. Заключительным этапом работы является оценка и проверка собственного текущего опыта поведения в эмоционально значимых ситуациях. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения; осознают реальный смысл и значение формирования эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и социальных отношений в группе сверстников.
В детском саду педагогом-психологом ведется работа с детьми по формированию уверенности в себе и снижению тревожности в следующих направлениях: формирование у детей оптимистического склада мышления и мироощущения, положительной установки на предстоящую деятельность, умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений, укрепление уважения к себе, доверия к своим способностям, умениям и навыкам. Концентрация внимания детей на том приятном, добром, радостном, что их окружает, способствует формированию позитивной установки и оптимистического эмоционального склада мироощущений.
Развитие и коррекция познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций предполагает:
- стимуляцию познавательной активности;
- развитие памяти (расширение объема и устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
- развитие восприятия; развитие внимания;
- развитие мыслительных процессов;
- развитие воображения; развитие связной речи.
Поэтому на первых этапах коррекционной работы познавательной сферы основной упор делается на развитие восприятия (формирование сенсорных эталонов в сфере зрительного и слухового восприятия, полноты) и различных аспектов внимания (объем внимания, переключения внимания, сосредоточения, самоконтроля). В ходе консультативной работы психологом оказывается помощь в решении проблем связанных с:
- возникновением трудностей в воспитании детей;
- детскими страхами;
- нарушением формирования у ребенка половой идентичности;
- нарушением взаимоотношения детей со своими сверстниками;
- повышенной агрессивностью;
- наличием у детей депрессивной симптоматики и др.
Часто родители, обращающиеся за консультациями в отношении ребенка, не могут воспринимать своего ребенка объективно, так как они сами напряжены из-за перегрузки и жизненных неудач. Их детям не нужна работа с психологом, им нужны родители, которые были бы спокойны и умели бы правильно с ними обращаться.
Консультации таких родителей проводятся посредством «информационных окон», брошюр «Шпаргалка для родителей», «Великий Нехочуха!», «Почему могут кусаться дети?». Психологическое сопровождение родителей проводится в интересах детей и считается необходимым и обязательным. В консультировании воспитателей акцент делается на особенности возрастных этапов, «кризисные» периоды детского развития. Также педагоги получают рекомендации по взаимодействию с агрессивными, аутичными, гиперактивными детьми.
В детском саду проводятся консультации воспитателей, которые направлены на разрешение конфликтных ситуаций с родителями. Большое внимание во время консультирования воспитателей уделяется и особенностям личности самого воспитателя, в качестве профилактики профессионального выгорания.
3. Просветительская работа
Просвещение родителей и педагогов занимает важное место в системе психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса. Так как оно носит предупреждающий характер, т.е. профилактический. Психолог детского сада обеспечивает родителей и педагогов своевременной информацией об актуальных состояниях ребенка, возможных проблемах, связанных с интеллектуальным развитием. Большое внимание психолог уделяет грамотному отбору тем для выступлений.
В рамках реализации данного направления психологом проводится следующая работа: Тематические выступления на родительских собраниях. Информирование педагогов о результатах психологического обследования детей на педсоветах. Подбор психологической литературы и ознакомление с ней участников воспитательно-образовательного процесса. Оформление информационных стендов. Семинары-практикумы для участников воспитательно-образовательного процесса.
4. Психопрофилактическая работа
Особое внимание в психолого-педагогическом сопровождении уделяется психопрофилактике. По данному направлению проводится совместная работа с музыкальным руководителем, с инструктором по физической культуре. С воспитателями психолог проводит обучающие тренинги по использованию «релаксационных пауз», «психомышечных разминок», которые проводятся с детьми во время и между занятиями.
Психологом организуется наблюдение в течение дня: как регламентируется деятельность детей, с целью выявления неблагоприятных факторов — утомление ребенка находящегося в детском саду. Профилактическая работа с детьми включает:
- индивидуальные занятия по профилактике трудностей в обучении и воспитании;
- групповую работу с детьми по профилактике агрессивности и тревожности;
- Проблема профилактики социальной дезадаптации решается при помощи:
- экскурсий детей в школу;
- праздников.
Методическим обеспечением данного направления является: Ю.Ю.Гурьянова «Готовимся к школе. Интенсивный курс. Тесты, игры, упражнения». Т.В.Костяк « Психологическая адаптация ребенка в детском саду». Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг взаимодействия с детьми». Ю.В.Микляева, В.Н.Сидоренко «Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ» 7. Е.А.Нефедова,О.В.Узорова «Готовимся к школе». А.С.Роньжина «Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Т.Н.Руденко. «Год до школы: от А до Я». Ю.О.Севостьянова Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. Е.О.Смирнова. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. И.Л.Арцишевская. Психологический тренинг для будущих первоклассников. Н.В.Краснощекова. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.
5. Организационно-методическая работа
Организационно-методическая работа предполагает:
- участие и проведение научно-практических семинаров, конференций округа;
- пополнение инструментария, пополнение пособий;
- анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и корректирующих программ;
- обработка и анализ результатов психологических исследований;
- оформление психологической документации;
- подготовка занятий, консультаций и других видов работы со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса;
- анализ адаптационных листов;
- составление коррекционных и диагностических программ;
- ведение карт развития ребенка;
- подготовка заключений и методических рекомендаций.
Психологическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса предусматривает особые требования к личности и профессиональной подготовке психолога. В настоящее время психолог должен быть знаком с основами детской психотерапии, семейной, психоаналитической и юнгианской психотерапией, основами патопсихологии и нейропсихологии.
Психолог должен быть открыт навстречу ребенку. Необходимым для психолога является постоянный анализ своей работы, своих ощущений от взаимодействия с ребенком, осуществление рефлексии, результаты которой должны использоваться для понимания дезадаптивного поведения ребенка, поэтому педагог-психолог ДОУ регулярно посещает курсы повышения квалификации, занимается са-мообразованием и обменом опытом с коллегами.
Краткое описание форм работы с детьми
Непосредственно образовательная деятельность.
- Музыкальные праздники.
- Физкультурные праздники.
- Музыкальные развлечения.
- Экологические развлечения.
- Массовые праздники на улице.
- Мультимедийные презентации для детей старшей и подготовительной к школе групп.
- Утренняя гимнастика (в зале и на улице).
- Логоритмика, фонетическая гимнастика.
- Театральные представления для детей.
- Инсценировка сказки детьми.
- Проектная деятельность.
- Экскурсии (в музеи, парки, театры, цирк, выставки, библиотеки, школу).
- Субботники.
- Участие в конкурсах и фестивалях (ДОУ, района, города, области).
- Индивидуальные логопедические занятия.
- Беседы (по прочитанному произведению, по картинам, по теме, по ситуации, о живой и неживой природе, о труде взрослых).
- Ситуативный разговор.
- Речевая ситуация.
- Рассматривание иллюстраций.
- Отгадывание загадок.
- Сюжетные игры.
- Чтение художественной литературы.
- Обсуждение прочитанного.
- Составление рассказа по картинке.
- Сочинение сказок.
- Пересказ сказок, рассказов
- Разучивание стихотворений, скороговорок, потешек и т. д.
- Разучивание песен.
- Пение.
- Музыкально-дидактическая игра.
- Музыкальная импровизация.
- Игра-драматизация.
- Хороводные игры с пением.
- Чтение стихов наизусть.
- Подвижная игра с текстом.
- Театрализованная игра.
- Игровая ситуация.
- Словесная игра на прогулке.
- Режиссерская игра.
- Показ настольного театра.
- Разговор с ребенком о событиях из личного опыта.
- Создание коллекций.
- Фотовыставки.
- Создание и пополнение мини-музеев.
- Решение проблемных ситуаций.
- Интегративная деятельность.
- Наблюдение (за живой и неживой природой, явлениями общественной жизни, трудом взрослых).
- Разновозрастное общение.
- Чтение на прогулке.
- Сочинение загадок.
- Все виды самостоятельной деятельности, предполагающей общение со сверстниками (умение договариваться, общаться, обмениваться предметами, придумывание игр).