Старший воспитатель Исаева Валентина Викторовна
- Мастер-класс для педагогов «Изготовление «книжки-раскладушки» в технике «Pop – up – book»
- Конспект мастер-класса «Платковая кукла – как средство раскрытия коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в театарлизованных играх»
- Организация дистанционного образования в ДОУ в условиях самоизоляции
- Организация и проведение театрального фестиваля в ДОУ
- Организация фестивалей в ДОУ как одна из инновационных форм взаимодействия с родителями воспитанников (статья)
- Организация фестивалей в ДОУ как одна из инновационных форм взаимодействия с родителями воспитанников (презентация)
- Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Дотянуться рукой до космоса»
- Новые профессиональные компетенции педагогов в современных условиях
- Организация наставничества в рамках дуальной системы подготовки студентов педагогических профессиональных образовательных организаций
- Региональный компонент как средство формирования экологической культуры дошкольников в условиях ДОУ
- Фотоматериалы, раскрывающие соответствие развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ «Детский сад №174» г.о. Самара
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях современного ДОУ
- Педагогическая гостиная «Инновационные педагогические технологии, обеспечивающие развитие ребенка раннего возраста в различных видах деятельности»
- Интерактивное дидактическое мультимедийное пособие для детей старшей группы (5-6 лет) «Все професси важны»
Рекомендации для родителей «Формирование творческого развития ребенка-дошкольника»
Консультация для родителей «Ранняя профессиональная ориентация дошкольников»
Практические рекомендации по организации КВЕСТ- игры для педагогов
Диагностика сформированности математических представлений
Формирование у дошкольников элементарных математических представлений является частью общей подготовки к школе. Одна из важнейших задач математического развития - формирование познавательных интересов и способностей.
В процессе работы по формированию математических представлений дошкольники приобретают знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве, что способствует развитию интереса к математическим знаниям, самостоятельности и гибкости мышления, смекалки и сообразительности, умения делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений.
Овладевая способами вычислений, упражняясь в сравнении выражений, дети осознают смысл арифметических действий. Это воспитывает наблюдательность, обоснованность суждений и привычку к самопроверке.
Решая различные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, учатся последовательно выполнять необходимые действия, чтобы достичь определенного результата.
Дети учатся выделять существенное, обобщать и систематизировать накопленные знания, пользоваться ими в своей повседневной и игровой деятельности. Овладевая различными знаниями, они приобретают умение кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
Таким образом, формирование элементарных математических представлений способствует развитию качеств, необходимых будущему школьнику.
Сформированность элементарных математических представлений оценивается в процессе выполнения дошкольниками диагностических заданий.
Количество и счет
Задачи. Выявить знание цифр от 0 до 9; умения: считать в пределах 10, называть числа в прямом и обратном порядке; правильно пользо¬ваться порядковыми числительными, понимать отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1); увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1 (в пределах 10); называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число; составлять числа второго пятка из единиц; раскладывать одно число на два меньших (в пределах 10, на наглядной основе), составлять из двух меньших большее число; соотносить цифру и количество предметов; составлять и решать про¬стые задачи в одно действие на сложение и вычитание на наглядной основе; пользоваться знаками действий в цифровых выражениях: плюс (+), минус (—), равно (=)*.
Материал. Набор цифр. Знаки действий: плюс (+), минус (—), равно (=). Карточки с изображением разного количества предметов. Коробка с набором игрушек (10 матрешек, 7 машинок, 10 огурцов, 7 яблок) к заданиям № 16, 17, 18.
Задания
- Покажи цифры: 7, 8, 3.
- (Перед ребенком располагают в ряд пять разных предметов.) Назови: первый и четвертый предмет слева, третий и пятый предмет справа
- Какое число больше 6 на 1? Какое число меньше 6 на 1?
- Какое число больше (меньше) —8 или 9? На сколько? Покажи цифру, обозначающую число, которое меньше числа 8 на 1.
- Назови соседей числа 5.
- Я назову число, а ты назови предыдущее и последующее числа.
- Я посчитаю от 1 до 10, а ты назовешь пропущенное число.
- С помощью каких цифр обозначается число 10? Покажи их.
- Из скольких единиц состоит число 5?
- Из каких чисел можно составить число 7?
- Я хлопну несколько раз в ладоши, а ты покажи карточку, на кото¬рой нарисовано столько же предметов.
- Найди карточки с одинаковым количеством предметов.
- Посмотри на карточку. Сколько на ней предметов? Назови число на 1 больше (на 1 меньше).
- Посмотри на карточки с разным количеством предметов и подбери к ним цифры.
- Задача 1. Аня взяла семь матрешек, а Миша—две машинки. Сколько всего игрушек взяли Аня и Миша? (Перед тем как ребенок начнет решать эту задачу, ему предлагают повторить условие задачи, вопрос задачи, рассказать, как он будет решать задачу.)
- Задача 2. У Максима было шесть огурцов, два огурца он отдал Денису. Сколько огурцов осталось у Максима? Запиши решение задачи, используя знаки действий и цифры.
- Задача 3. Дети вылепили из пластилина несколько яблок. Одно яблоко положили в корзину, у них осталось 3 яблока. Сколько всего яблок вылепили дети?
* От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Величина
Задачи. Выявить умения: раскладывать предметы (до 10 шт.) разной длины, ширины, высоты в возрастающем и убывающем порядке; объяснять порядок расположения предметов и соотношение между ними; измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки; делить круг, квадрат на две и четыре равные части, сравнивать целое и часть.
Материал. Полоски бумаги разного цвета и размера: 6 полосок разной длины, но одинаковой ширины (ширина 1 см, длина 2 см, 3 см, 4 см, 5 см, 6 см, 7 см); 6 полосок разной ширины, но одинаковой длины (длина 7 см, ширина 1 см, 1,5 см, 2 см, 2,5 см, 3 см, 3,5 см). Коробка, шарф, круг, квадрат. Картинки с предметами разной величины. Условные мерки шириной 1 см, длиной 3 см, 5 см.
Задания
- (На картинке изображены мячи различной величины и разных цветов.) Покажи самый большой синий мяч, самый маленький мяч, самый маленький синий мяч, самый большой красный мяч. Покажи синие мячи по порядку, начиная с самого большого
- (На картинке изображены деревья: дуб, сосна, рябина разной высоты.) Какое дерево выше: дуб или рябина? Рябина или сосна? Какое дерево ниже: сосна или дуб? Назови и покажи самое высокое дерево, самое низкое.
- (Перед ребенком коробка среднего размера, расположенная горизонтально.) Покажи длину, ширину, высоту коробки. (Коробку поворачивают вертикально и предлагают те же задания.)
- (Перед ребенком полоски, разные по ширине.) Разложи полоски в ряд от самой узкой до самой широкой.
- (Перед ребенком полоски, разные по длине.) Разложи полоски снизу вверх от самой длинной до самой короткой.
- Покажи самую длинную, самую широкую, самую узкую, самую короткую полоску
- (Ребенку указывают на одну из полосок.) Расскажи о величине этой полоски по отношению к другим полоскам
- Покажи длину и ширину шарфа
- Измерь длину и ширину шарфа с помощью условной мерки. Сколько мерок уложилось по длине шарфа. По ширине?
- Измерь длину и ширину шарфа с помощью условной мерки, меньшей по длине. Почему в первый раз уложилось меньше мерок, чем во второй?*
- Раздели круг на две равные части.
- Раздели квадрат на четыре равные части.
Геометрические фигуры
Задачи. Выявить представления о простейших геометрических фигурах (шар, куб, цилиндр, квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник, четырехугольник, многоугольник) и некоторых их свойствах; умение составлять из 2—4 фигур одну большую фигуру.
Материал. Набор геометрических фигур разных цветов (красного, желтого, зеленого, синего) и размеров (большие и маленькие). Лист бумаги в клетку; картинка: человечек, составленный из геометрических фигур.
Задания
- Назови фигуры, которые ты видишь перед собой.
- Покажи прямоугольник. Почему его так называют? Покажи все вершины, углы, стороны прямоугольника. Сколько вершин, углов, сторон у прямоугольника?
- Найди и покажи все четырехугольники.
- Найди и покажи все многоугольники.
- Покажи шар, куб, цилиндр.
- Покажи круг и овал. Чем круг отличается от овала?
- Покажи все фигуры красного (желтого, синего, зеленого) цвета.
- Покажи все маленькие (большие) фигуры.
- Найди и покажи все маленькие четырехугольники синего цвета.
- Найди и покажи большой синий квадрат.
- Найди и покажи маленький красный круг. (Ребенку дают картинку с фигурой человека.) Внимательно посмотри на рисунок и определи, из каких геометрических фигур составлен человечек.
- На какие геометрические фигуры похожи: книга, тарелка, косынка?
- Составь рыбку из пяти треугольников.
- Составь прямоугольник из шести палочек. Раздели его одной палочкой на два квадрата.
- (Ребенку дают лист бумаги в клетку.) Нарисуй квадрат со стороной в две клеточки. Пририсуй маленький квадрат так, чтобы получился один маленький и один большой квадрат.
Ориентировка в пространстве
Задачи. Выявить умения: ориентироваться на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под, слева, справа, вверху, внизу, в середине); определять пространственное расположение предметов. Материал. Лист бумаги в клетку, цветные карандаши; кубики (красный, синий, зеленый), машинка, матрешка, карандаши разных цветов и длины, полоска, состоящая из 7 клеток.
Задания
- Возьми мячик в левую руку, а кубик в правую руку.
- (Перед ребенком располагают предметы: машинку, матрешку, кубик.) Что находится справа от матрешки? Что находится слева от матрешки?
- Сложи из красного, зеленого и синего кубиков башню так, чтобы: синий кубик был расположен выше зеленого, а красный выше синего; красный кубик был расположен выше зеленого, а синий выше красного; зеленый кубик был расположен ниже синего, а красный ниже зеленого; зеленый кубик был расположен ниже красного, а синий ниже зеленого.
- (На столе лежат четыре карандаша разных цветов и длины.) Расположи карандаши в ряд по размеру так, чтобы слева был самый длинный, а справа самый короткий. Какого цвета карандаш лежит левее всех? Какого цвета карандаши рядом с ним? Расположен правее других? Какого цвета карандаш лежит между синим и красным?
- (У ребенка полоска, состоящая из семи клеток.) Отсчитай на полоске: снизу вверх две клеточки и третью закрась желтым карандашом; от желтой клеточки отступи вниз через одну клеточку и закрась ее голубым карандашом; закрась оранжевым карандашом клетку, находящуюся над желтой клеткой; зеленым карандашом закрась клетку так, чтобы желтая клетка ока¬залась между зеленой и оранжевой
- Закрась красным карандашом верхнюю клетку
- Закрась фиолетовым карандашом вторую клетку сверху
- закрась синим карандашом пятую клетку снизу
- клетки какого цвета оказались между голубой и фиолетовой?
- клетки какого цвета находятся между красной и желтой?
- (Ребенку дают лист бумаги в клетку.) Покажи верхнюю сторону листа бумаги в клетку.
- Найди середину нижней стороны листа.
- Найди середину листа. Поставь точку.
- От исходной точки проведи линию вниз - на 2 клетки, вправо—на 2 клетки, вниз - на 2 клетки, вправо —на 1 клетку, вверх- на 4 клетки, влево- на 1 клетку, вниз - на 1 клетку, влево - на 1 клетку, вверх - на 1 клетку, влево - на 1 клетку. Какую цифру ты нарисовал? Под этой цифрой нарисуй такое же количество прямоугольников.
Ориентировка во времени
Задачи. Выявить представления о различных временных отрезках (сутки, неделя, месяц, год); о временных эталонах (минута, час), степень развития чувства времени-длительности временных интервалов.
Задания
- Сколько частей в сутках?
- Какая часть суток следует за утром? Какая предшествует вечеру?
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Сколько дней в неделе?
- Назови дни недели по порядку.
- Назови день недели между понедельником и средой.
- Назови дни недели между вторником и пятницей.
- Сколько месяцев в году?
- Назови месяцы года по порядку.
- Какой месяц идет после января? марта? июня?
- Какие дела ты можешь успеть сделать за одну минуту?
Старший воспитатель Акимова Е.В.
Консультация для педагогов «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ»
Подготовил:
старший воспитатель
Акимова Е.В.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания и является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей.
Современный детский сад – это место, где ребенок проводит большую часть своего времени, познает окружающий мир, мир взаимоотношений взрослых и детей. Поэтому одним из самых важных условий образовательной работы в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.
Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда детского сада должна быть
- содержательно - насыщенной
- полифункциональной
- трансформируемой
- вариативной
- доступной и безопасной.
Русский педагог Александр Устинович Зеленко считал, что детский музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.
Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально, так как реализация образования в дошкольных учреждениях основывается на личностно-ориентированном взаимодействии педагога с воспитанниками. Субъект - субъектные отношения педагога и ребенка способствуют развитию у детей самостоятельности и произвольности поведения, творческой активности. Что же такое мини-музей?
Мини-музей – это небольшое пространство, созданное для самых маленьких посетителей и открытое для них постоянно. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их называют «мини- музеями». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Цель создания мини-музея - это обогащение образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.
Основой при реализации технологии музейной педагогики является создание мини-музеев в каждой возрастной группе.
Этот процесс можно разделить на три этапа: подготовительный, этап реализации проекта и обобщающий этап. Рассмотрим поподробнее каждый этап создания мини-музея.
Подготовительный этап
1. Прежде всего, необходимо определить тему мини-музея. («От кареты до ракеты…!», «Игрушки наших бабушек и мам», «Чудо-ложки», «Интересные матрёшки», «Музей пуговки», «Малахитовая шкатулка», «Волшебница вода», «Музей Глины». «Самара -наш город родной»)
2. Разработать модель или схему будущего музея. Представить, каким будет мини-музей. Это не значит, что нужно привлекать профессиональных архитекторов или художников, это значит, что педагогам надо активно фантазировать и, конечно, необходимо привлечь родителей и детей.
3. Выбрать место, в котором будет находиться музей (групповое помещение, раздевалка, холл).
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования).
Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.
Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.
Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом: размещение материала на настенных полочках; использование ширм, стендов; размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.
4. Определить содержание экспозиции: надо продумать, какое оборудование вы будете использовать при создании мини-музея, какие материалы вам пригодятся, какие экспонаты вы будете выставлять, на какие предметы обратите особое внимание и т.д.
5. Рассмотреть варианты участия в создании музея детей и родителей. Например, на первом этапе родители являются основными источниками организации музея; на втором – принимают участие в изготовлении новых экспонатов, организуют экскурсии вместе с педагогом, проводят беседы с детьми и т.д.
6. Определить перспективы развития. Например, на первой недели внесли в экспозицию изменения. Во вторую неделю рассматриваются вопросы, связанные с происхождением экспонатов, следовательно, необходима коррекция содержания экспозиции.
Этап реализации проекта
При организации мини-музея следует помнить, что содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей определенной группы. Например, мы хотим создания мини-музея – знакомство дошкольников с различными видами ложек, историей их создания, значением в жизни человека, т.е. создать мини-музей «Чудо-ложки».
Что мы можем сделать на первом этапе? Надо предложить детям принести разные ложки, обратиться за помощью к родителям.
Следующий шаг – создание экспозиции. Центром экспозиции может стать изображение ложки и особым образом оформленная надпись с названием. Вокруг композиционного центра на подставках и полочках можно расставить разнообразные виды ложек.
По ходу работы мини-музея экспозиция будет пополняться и расширяться. Это дает нам возможность познакомить детей с историей происхождения ложки, узнать, какие ложки были в древности, как создавались первые ложки, о разных видах ложек, о том, что в России в городе Нытва есть историко-краеведческий музей Ложки, в городе Владимире –открылся частный музей Ложки, в России, Германии и США стоят памятники Ложке.
В музее есть экспонаты и экспозиции. Экспонат – это предмет, выставляемый в музее для обозрения. Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую-либо тему.
Экспонатами в детском саду могут быть творческие работы детей, поделки, фотографии мероприятий и праздников, игрушки. Экспонаты мини-музеев постоянно пополняются и используются в работе с дошкольниками. Детей необходимо учить бережному отношению и к музейным экспонатам.
При построении экспозиции мини-музея необходимо учитывать основные принципы
- принцип научности: любая экспозиция должна строиться на научной основе
- принцип предметности: основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей и пр.
- коммуникативно-информационный принцип: экспозиция должна быть такой, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.
- принцип цикличности: каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложному этапу.
Обобщающий этап
Итак, музей создан, теперь необходимо подвести итоги
- Что было сделано? - Что понравилось больше всего?
- Что хотели бы еще узнать?
- С кем можем поделиться полученными знаниями?
Формы работы в мини-музее
- беседы
- экскурсии
- продуктивная деятельность
- экспериментирование
- развлечения, досуг.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей!
Консультация для родителей «Воспитание вежливости у детей дошкольного возраста»
«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблю-дающий правила приличия, воспитанный и учтивый.
Яркую характеристику ребёнка-невежи, который разладил отношения в семье, подарила нам в своём стихотворении «Медвежонок-невежа» Агния Барто, справедливо предложив, что «такие мишки есть среди ребят!»
1. Если ребёнок перебивает взрослых…
«Не перебивай меня, не перебивай!»- так поется в известном шлягере, где она возмущена и устраивает истерику ему за то, что он её не слушает. Как неприятно, когда тебя перебивают, даже если ты взрослый! А что делать, если ребёнок перебивает взрослых?
Первые слова, первые фразы…
Как мы радуемся тому, что ребёнок умеет говорить! Проходит время, и мы замечаем, что малыш не только научился разговаривать со взрослыми, он научился взрослых перебивать.
Необходимо знать, что, когда ребёнок перебивает взрослого, влезает в разговор без спроса, это может означать, что он:
- не умеет слушать
- проявляет агрессию по отношению к тому, кого он перебил
- хочет обратить на себя внимание, к которому привык, являясь центром семейной вселенной
- не обладает достаточным запасом терпения
- недополучает родительского внимания.
Известно, что появление нетерпеливости связано с чувством беспокойства, это характерно для детей, имеющих повышенное нервное напряжение. Когда ребёнок много говорит, вмешивается в разговоры взрослых и других детей, вторгается в чужие игры – это может быть одним из симптомов гиперактивности.
2. Если ребёнок не здоровается...
Для некоторых детей ситуация прихода и ухода, когда требуется поздороваться или попрощаться, вызывают сильное напряжение. У детей с нарушениями нервной системы ситуации напряжения вызывают защитную реакцию в виде ступора.
Выйти из этого состояния поможет естественное поведение взрослого, который, к примеру, поздоровается за себя и за своего малыша, да и попрощается два раза. Можно придумать увлекательные способы приветствия и прощания: плечиками, ступнями ног, ладошками и т. п. Детям нравятся такие весёлые способы, возможно, позже, вслед за мамой, ребёнок сам скажет приветствие: «Здравствуйте!»
Причиной того, что ребёнок не здоровается и не прощается, может быть и неблагоприятная семейная атмосфера, когда мамы детей не здороваются с бабушкой, выражая тем самым своё недовольство свекровью. Бабушка и дедушка не здороваются между собой и с другими членами семьи. В условиях такой семьи ребёнка действительно трудно научить вежливым словам, ведь необходимо менять не только поведение каждого взрослого члена семьи, но и неблагоприятную атмосферу, в которой волшебные слова просто не могут жить.
3. Если ребёнок ругается матом…
Действительно, вежливые слова помогают в общении, об этом замечательно когда-то рассказала детская писательница В. Осеева в рассказе «Вежливое слово». Слово «пожалуйста», сказанное тихим голосом и, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь, в этом рассказе распахнуло, как по волшебству, сердца членов семьи маленького мальчика. А что делать, если малыш говорит слова, которые относят к ненормативной лексике?
Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием.
Сегодня известно, что словесная информация оказывает влияние на ДНК человека, а сквернословие разрушает волновые программы, отвечающие за нормальную работу организма ребёнка. Взрослым, которые в своей речи употребляют лексический мусор и являются источником заражения ребёнка, необходимо понимать, что они наносят вред здоровью ребёнка.
Привлекательность и живучесть ненормативной лексики связана с тем, что она снимает напряжение в тех ситуациях, когда эмоции переполняют и захлёстывают, когда трудно выразить то, что чувствуешь, словами.
У детей дошкольного возраста эти сложности связаны с возрастными особенностями. В связи с этим важным является обучение дошкольников конструктивным формам выражения своих как положительных, так и отрицательных эмоций. (Об алекситимии, когда нет слов для названия переживаемых состояний(a-отсутствие, lexis-слово, tbymos-эмоции).
«Наш сын (4 года 6 месяцев) ругается матом. Пробовали не обращать внимания, ругать и наказывать – ничего не помогает! Как быть?»
Дело в том, что ребёнок четырёх лет уже осознанно использует неприличные слова, и перечисленные способы действительно могут быть неэффективны.
Попробуйте разрешить вашему ребёнку ругаться (ведь это всё равно происходит), но только в определенном месте (например, у мусорного ведра – слова то у вашего ребёнка мусорные).
Однако к этому способу необходимо прибегать только в крайнем случае. Прежде всего, надо показать ребёнку своё неприятие неприличной брани: «Мне не нравятся такие слова», «У нас в детском саду (в семье) так не говорят» и т. п.
Литература
1. Алексеева Е.Е. Что делать, если ребёнок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб.; Речь, 2012.
2. Ожегов «Толковый словарь русского языка».
Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности
Процесс экологизации образования граждан активно набирает обороты. Указом президента В.В. Путина, 2017 год объявлен в России Годом экологии. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем.
Перед дошкольными учреждениями в настоящее время стоит задача воспитать не только здоровых, но и всесторонне развитых детей, экологически ориентированных и готовых к обучению в начальной школе. Вышеназванные обстоятельства определяют актуальность выбранной темы.
Педагогический коллектив нашего МБДОУ «Детский сад № 174» г.о. Самара активно работает по теме «Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности».
И.А. Комарова и С.В. Спирин в своей статье «К вопросу о разработке экспериментальной модели методики формирования осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста» отмечают, что цель экологического обучения дошкольников ориентирована на формирование ответственного отношения к окружающей природе, которое строится на базе экологического сознания личности, когда приоритетным является идея взаимосвязи человека с окружающим миром, включая мир природы.
Осознанное отношение, по мнению авторов, – это такое отношение, при котором субъект отдает себе отчет в объективных основаниях; в своих обязанностях; своей ответственности, в поступках и поведении в целом. [1, c.60].
И.А. Комарова и С.В. Спирин говорят также о том, что формируя у дошкольников осознанное отношение к определенным объектам и явлениям действительности, необходимо обратить особое внимание не только на усвоение необходимой системы знаний о данных объектах и явлениях, но и на умение правильно выразить собственное отношение через конкретные высказывания, суждения и действия, сочетая единство чувств, знаний и деятельности. На основании вышеизложенного, мы определили цель и задачи работы по данному направлению.
Цель: разработать и воплотить в деятельности педагогов и родителей комплекс мероприятий, направленный на формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы.
Задачи
- формировать у детей представления об объектах природы и её многообразии, целостности живых организмов, их потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни, основы безопасного поведения в природе, готовность к совместной деятельности
- развивать познавательные мотивы дошкольников, направленные на получение новых представлений о природе, умение любоваться красотой мира природы
- развивать у детей творческий подход, умение оберегать и приумножать красоту и богатство природы малой Родины
- транслировать опыт работы педагогов ДОУ на городских и региональных методических семинарах, конференциях, форумах
- пропагандировать экологическое воспитание среди родителей.
Для решения этих задач была выбрана программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой, в которой подчеркивается, что данная программа успешно реализуется при условии создания предметно-развивающей среды, организованной в достаточной степени в детском саду. Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО, является экологизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
В нашем детском саду создана эколого-развивающая среда: в группах имеются уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями, необходимыми для их роста и развития; занимательные экологические игры; календарь природы, материалы для познавательно-исследовательской деятельности, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, а также поделки из природного материала. В холле детского сада расположен зимний сад.
На территории ДОУ имеется экологическая тропа, выполняющая познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. На тропе выделены наиболее интересные и актуальные объекты: огород с различными культурами; аптекарский огород с лекарственными растениями, такими, как мать-и-мачеха, тысячелистник, подорожник, мята, ромашки; тропа «здоровья»; цветники, которые радуют глаз цветущими растениями с мая по октябрь.
В течение всего учебного года на тропе проводятся: наблюдения, игры, экскурсии, прогулки-походы, которые знакомят детей с изменениями природы по сезонам (продолжительностью дня, погодой, изменениями в жизни растений и животных, трудом взрослых). Совместно с детьми проводим опытно-экспериментальную деятельность, наблюдаем с детьми за погодой, ростом различных деревьев и кустарников, растений, делаем зарисовки роста растений в тетрадях наблюдений. Свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной деятельности, в подвижных играх, в самостоятельной деятельности. В будущем планируем сделать на экологической тропе метеоплощадку (оборудование уже закуплено).
Для реализации поставленных задач в работе с детьми, педагоги детского сада
1. Осуществляют ознакомление детей с природой в разнообразных формах: в НОД, в играх, в процессе наблюдений, развлечений, повседневной жизни: чтение и драматизация экологических сказок, проведение экологических викторин, дидактических игр «Что, где растёт», «С какого дерева лист», «Угадай животное», словесных игр: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо –плохо», «Что лишнее?», «Кто как кричит?», которые развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем.
2. Регулярно планируют и проводят тематические прогулки, экскурсии, походы, которые помогают детям наблюдать за погодой и природой в естественных условиях. Огромную радость доставляет малышам опыты, которые проводят воспитатели
- Куда снег убежал? (таяние снега)
- Тонет – не тонет (плавучесть предметов)
- «Веселые краски» (окрашивание воды)
- Разноцветные льдинки (таяние льда в теплой и холодной воде).
- Совместно с детьми находим ответы на вопросы-гипотезы
- Зимой цветы не вырастут, потому что они замерзнут?
- Как растения защищаются от врагов?
- Эксперименты, опыты и наблюдения помогают детям приобретать знания, мыслить, обобщать, делать выводы, правильно вести себя в мире природы.
3. Осуществляют совместно с детьми познавательно-исследовательскую деятельность, труд в природе. В старших группах вместе с детьми выращиваем культурные растения (лук, перец, томат). Ребята получают навыки посева и ухода за растениями. В процессе такой работы проводим экспериментирование, где дети сами приходят к выводу о том, что рассаде нужен свет и вода. Выращенную на подоконнике рассаду в мае мы переносим на огород, на улицу, где продолжается работа по закреплению практических навыков ухода за растениями. Всё это способствует формированию у детей познавательного интереса и осознанного отношения к миру природы.
4. Организуют и проводят совместные творческие проекты: «Огород на подоконнике» (средние группы), «Лекарственные растения» (старшие группы), «Комнатные растения», «Наш любимый город» (подготовительные к школе группы); акции «Поможем зимующим птицам!», «Чистая планета начинается с чистого двора!».
Проект «Волшебные свойства соли» в старшей группе (воспитатели Гаврилова О.В., Максимова М.Ю.) стал победителем городского фестиваля детских коллективных проектов «Я узнаю мир», а методическая разработка «Акция «Поможем зимующим птицам!» (воспитатель Оруджова И.Н.) признана одной из лучшей на Фестивале молодых педагогов г.о. Самара «Педагогический старт», который проходил в мае 2016 года.
5. Изготовили красочные, познавательные лэпбуки: «Комнатные растения», «Азбука безопасного поведения в природе», «Весна», «Сказки В. Сутеева».
6. Составили образовательные маршруты для совместной работы родителей с детьми 4-5-летнего возраста: «Прогулка по Самарской Луке», «Лесные звери».
Между группами проводим конкурсы: «Лучший прогулочный участок», «Лучший уголок природы», «Огород на подоконнике», тем самым обогащая развивающую предметно-пространственную среду, которая отвечает требованиям ФГОС ДО.
Получить новые знания в области экологического образования дошкольников педагоги смогли, участвуя в методическом марафоне в ДОУ «Организация специфических детских видов деятельности как эффективное средство в формировании экологических представлений у детей», на педагогическом совете по теме «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и осознанного отношения к природе»; консультациях: «Использование художественных техник в процессе создания выразительных образов животных», «Как организовать уголок природы», «Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста при организации наблюдений на прогулках»; мастер-классах «Рисуем нитью», «Сделаем Травянчика».
В нашем детском саду стало традицией в конце марта, начале апреля, проводить театральный Фестиваль, где каждая группа готовит спектакль, атрибуты, афишу. В прошедшем учебном году тема Фестиваля была «Экологическая сказка». Проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, стихов. Дошкольники с удовольствием разыгрывают сюжеты, изучая поведение животных, птиц, насекомых. В играх - драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности-интонации, мимики, пантомимы. В данную деятельность вовлекаются родители воспитанников: помогают в создании костюмов и декораций, афиш.
Родители нашего ДОУ принимают активное участие в выставках детского творчества: «Осень - щедрая пора!», «Новогоднее украшение группы», «Зимняя сказка», конкурсе-выставке совместного творчества родителей и детей на лучший букет из цветов, овощей, фруктов. Изготовление работ на выставку позволяет детям ощутить собственную значимость, родителям – продемонстрировать положительное отношение к продукту совместной деятельности. Родители также активно участвуют в экологических викторинах, развлечениях «Мама, папа, я - экологическая семья». О том, что наша работа нашла понимание у родителей, говорит, повышенный интерес взрослых к тому, что делается в детском саду, отклик родителей на все наши начинания, положительные отзывы родителей о проделанной работе.
Таким образом, осуществляя интеграцию экологии во все образовательные области, через различные формы работы, создаётся целостная система формирования у детей осознанно-правильного отношения ко всему живому, умение видеть и понимать красоту окружающего мира.
Литература
1. И.А. Комарова, С.В. Спирин статья «К вопросу о разработке экспериментальной модели методики формирования осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста», «Вектор науки ТГУ» № 2(2), 2010
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистри-ровано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
Акимова Елена Валерьевна, старший воспитатель
Методические рекомендации родителям по развитию творческих способностей ребенка
- Всегда отвечайте на вопросы, которые задаёт ребёнок. Если не знаете ответа, вместе с ребёнком обратись к книгам, справочникам. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы всё обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком!
- Говорите с ребёнком – сначала, называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
- Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты дума-ешь?», «Почему?». Помогайте наводящими вопросами организовывать самостоятельный поиск решения, чаще спрашивать ребёнка: «А как ты думаешь сам?».
- Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд!
- Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее обучение – это всегда немного общение «навырост».
- Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».
- По возможности, много путешествуйте с ребёнком!
- Ходите с ребёнком в музеи.
- Проводите совместные наблюдения и опыты. Старайтесь формировать в детях уверенность в себе с помощью различных форм: доброжелательный взгляд, объятия, слова одобрения.
- Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов. Оборудуйте для ребёнка место для занятий.
- Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком!
- Обучая детей, не забывайте о том, что девочки и мальчики разные
- мальчики более подвижные, поэтому они не могут долго сидеть на месте, им надо давать возможность больше двигаться
- у девочек лучше развита мелкая моторика руки, поэтому они пишут аккуратнее и красивее, чем мальчики
- девочки из-за особенностей развития мозга быстрее читают, их речь богаче по содержанию
- если мальчики устают, то у них снижается активность, а девочки из-за усталости начинают капризничать
И всегда помните: дети не взрослые, вы не должны ожидать взрослых поступков от детей. Они дети! У них совершенно иное видение, другая перспектива. Не нужно насильственно подходить к ним с взрослой меркой.
Позвольте им быть детьми, потому что они никогда не будут ими снова; а когда это потеряно, каждый чувствует ностальгию по детству!
Консультации для родителей
«Обучение детей безопасному поведению на дороге»
Составила: старший воспитатель Акимова Е.В.
Причины детского дорожно-транспортного травматизма
- Неумение наблюдать
- Невнимательность
- Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.
Рекомендации по обучению детей ПДД
При выходе из дома
Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.
При движении по тротуару
- Придерживайтесь правой стороны
- Взрослый должен находиться со стороны проезжей части
- Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку
- Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора
- Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару
Готовясь перейти дорогу
- Остановитесь, осмотрите проезжую часть
- Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой
- Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей
- Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины
- Не стойте с ребенком на краю тротуара
- Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин
- Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции
При переходе проезжей части
- Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке
- Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин
- Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры
- Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно
- Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу
- Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу
- Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно
- При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта
- Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка
При посадке и высадке из транспорта
- Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть
- Подходите для посадки к двери только после полной остановки
- Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями)
- Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу)
При ожидании транспорта
- Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.
Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах
- Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях
- Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени
- Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей
- Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность
Важно, чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения!
- Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом
- Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться
- Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора
- Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход»
- Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги
- Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
- Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли
- Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
Соблюдать правила необходимо и в автомобиле
Здесь перед вами открывается обширное поле деятельности, так как примерно каждый третий ребёнок, ставший жертвой дорожно-транспортного происшествия, находился в качестве пассажира в автомобиле.
Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила
- Пристёгиваться ремнями необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдёт у ребёнка в постоянную привычку.
- Если это возможно, дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как с него можно безопасно выйти прямо на тротуар.
- Как водитель или пассажир вы тоже постоянно являете пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, не обрушивайте на них поток проклятий. Вместо этого объясните конкретно, в чём их ошибка. Используйте различные ситуации для объяснения правил дорожного движения, спокойно признавайте и свои собственные ошибки.
- Во время длительных поездок чаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от ремней или измотают вам все нервы.
- Прибегайте к альтернативным способам передвижения: автобус, железная дорога, велосипед или ходьба пешком.
Памятка для родителей детей младшего дошкольного возраста
Уважаемые родители!
В младшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить
- Кто является участником дорожного движения
- Элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекрёсток)
- Транспортные средства (трамвай, автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, велосипед)
- Средства регулирования дорожного движения
- Красный, жёлтый и зелёный сигналы светофора
- Правила движения по обочинам и тротуарам
- Правила перехода проезжей части
- Без взрослых выходить на дорогу нельзя
- Правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте;
Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге
- Своими словами, систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения
- Для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге
- Объяснять, что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит
- Когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя
- Указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей
- Закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения в детский сад)
- Развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади)
- Развивать представление о скорости движения транспортных средств пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает)
- Не запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность
- Читать ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения.
Помните!
Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей
Берегите ребёнка!
Оградите его от несчастных случаев.
Памятка для родителей детей среднего дошкольного возраста
Уважаемые родители!
В среднем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить
- Кто является участником дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир, регулировщик)
- Элементы дороги(дорога, проезжая часть, обочина, тротуар, перекрёсток, линия тротуаров и обочин, ограждение дороги, разделительная полоса, пешеходный переход)
- Транспортные средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед, мопед, трактор, гужевая повозка, автобус, трамвай, троллейбус, специальное транспортное средство)
- Средства регулирования дорожного движения
- Основные сигналы транспортного светофора (красный, красный одновременно с жёлтым, зелёный, зелёный мигающий, жёлтый мигающий)
- Пять мест, где разрешается ходить по дороге
- Шесть мест, где разрешается переходить проезжую часть
- Правила движения пешеходов в установленных местах
- Правила посадки, движение м высадке в общественном транспорте
- Без взрослых переходить проезжую часть и ходить по дороге нельзя
- Обходить любой транспорт надо со стороны приближающихся других транспортных средств в местах с хорошей видимостью, чтобы пешеход видел транспорт и водитель транспорта видел пешехода
Методические приёмы обучения ребёнка навыка безопасного поведения на дороге
- Своими словами систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения
- Использовать дорожную обстановку для пояснения необходимости быть внимательным и бдительным на дороге
- Объяснять когда и где можно переходить проезжую часть, а когда и где нельзя
- Объяснять название, назначение и о чём предупреждают шесть основных сигналов транспортного светофора
- Указывать на нарушителей Правил
- Закреплять зрительную память, пространственное представление и представление о скорости
- Читать ребёнку книжки для закрепления Правил
- Использовать альбомы для раскрашивания, диафильмы, видеокассеты, макеты, настольные игры для привития устойчивых навыков безопасного поведения ребёнка в любой дорожной ситуации
Помните!
Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.
Берегите ребёнка!
Оградите его от несчастных случаев.
Памятка для родителей детей старшего дошкольного возраста
Уважаемые родители!
В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить
- Кто является участником дорожного движения и его обязанности
- Основные термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожное движение, железнодорожный переезд, маршрутное транспортное средство, мопед, мотоцикл, перекрёсток, пешеходный переход),линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик, транспортное средство, уступите дорогу)
- Обязанности пешеходов
- Обязанности пассажиров
- Регулирование дорожного движения
- Сигналы светофора и регулировщика
- Предупредительные сигналы
- Движение через железнодорожные пути
- Движение в жилых зонах
- Перевозка людей
- Особенности движения на велосипеде
Своими словами, систематически и ненавязчиво знакомьте с правилами, которые должен знать ребёнок.
Методические приёмы обучения ребёнка навыка безопасного поведения на дороге
- В дорожной обстановке обучайте ориентироваться и оценивать дорожную ситуацию
- Разъясняйте необходимость быть внимательным, осторожным и осмотрительным на дороге
- Воспитывайте у ребёнка потребность быть дисциплинированным, вырабатывайте у него положительные привычки в безопасном поведении на дороге
- Разъясняйте необходимость быть постоянно бдительным, на дороге, ноне запугивайте транспортной ситуацией
- Указывайте на ошибки пешеходов и водителей
- Разъясняйте, что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) и причины их
- Закрепляйте знания безопасного поведения с помощью игр, диафильмов, читайте книги, стихи, загадки с использованием дорожно-транспортных ситуаций
- Используйте прогулки для закрепления и объяснения правил работы светофоров, показывайте дорожные знаки и дорожную разметку, а если регулировщик будет регулировать движение, то поясните его сигналы, чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами по дорожной обстановке.
Помните!
Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.
Берегите ребёнка!
Старайтесь сделать всё возможное, чтобы, оградите его от несчастных случаев на дороге!
О ФГОС
Уважаемые родители!
17 октября 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования.Приказ вступает в силу с 01 января 2014 года.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
Ознакомиться с ФГОС дошкольного образования более подробно можно здесь
Рекомендации правил безопасного поведения на воде
Водные развлечения и виды спорта популярны у многих взрослых и детей, однако количество связанных с ними несчастных случаев очень велико. Поэтому, прежде чем отправляться на пляж водоема или отправлять туда своих детей, познакомьтесь с правилами безопасности на воде, чтобы свести к минимуму риск утонуть или пострадать от травмы во время купания или лодочной прогулки. Особенно актуально соблюдение правил поведения на воде для детей. Вода — среда опасная, и, намереваясь иметь с ней дело, нужно быть готовым к непредвиденным ситуациям.
1. Умение хорошо плавать — одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде.
2. Лучше всего купаться в специально оборудованных местах: пляжах, бассейнах, купальнях; обязательно предварительно пройти медицинское освидетельствование и ознакомившись с правилами внутреннего распорядка мест для купания. В походах место для купания нужно выбирать там, где чистая вода, ровное песчаное или гравийное дно, небольшая глубина (до 2 м), нет сильного течения (до 0,5 м/с).
3. Избегайте алкоголя до и во время нахождения в воде или у береговой линии, особенно, если следите за находящимися в воде детьми. Алкоголь может ухудшить чувство равновесия, координацию движений и самоконтроль.
4. При судорогах надо немедленно выйти из воды. Если нет этой возможности, то необходимо изменить стиль плавания — плыть на спине. При ощущении стягивания пальцев руки, надо быстро, с силой сжать кисть руки в кулак, сделать резкое отбрасывающее движение рукой в наружную сторону, разжать кулак. При судороге икроножной мышцы необходимо при сгибании двумя руками обхватить стопу пострадавшей ноги и с силой подтянуть стопу к себе. При судорогах мышц бедра необходимо обхватить рукой ногу с наружной стороны ниже голени у лодыжки (за подъем) и, согнув ее в колене, потянуть рукой с силой назад к спине. Произвести укалывание любым острым подручным предметом (булавкой, иголкой и т. п.)
5. Маленькие дети, даже после нескольких уроков плавания, нуждаются в постоянном присмотре. Возлагать эту обязанность можно только на опытного и ответственного пловца, знакомого с правилами первой медицинской помощи и умеющего оказать ее в чрезвычайных ситуациях.
6. Рассмотрите с ребенком плакаты по безопасности на воде, они должны способствовать запоминанию основных правил безопасности на воде в летнее время, как самими детьми, так и родителями.
7. Запутавшись в водорослях, не делайте резких движений и рывков. Необходимо лечь на спину, стремясь мягкими, спокойными движениями выплыть в ту сторону, откуда приплыл. Если все-таки не удается освободиться от растений, то освободив руки, нужно поднять ноги и постараться осторожно освободиться от растений при помощи рук.
8. Нельзя подплывать, близко к идущим судам с целью покачаться на волнах. Вблизи идущего теплохода возникает течение, которое может затянуть под винт.
9. Следите за местными погодными условиями и метеопрогнозом, а также за высокими волнами, сильными приливами и признаками отбойных волн, или обратных течений, когда волны отражаются от скал и других препятствий. Их признаки: потоки воды необычного цвета, покрытые рябью, пеной или с большим количеством обломков и мусора. Для пловцов и лодок опасны также сильные ветра и грозы с молниями. Сильное течение может отнести даже опытного пловца далеко от берега. Попав в отбойную волну, плывите параллельно краю суши до тех пор, пока не закончится течение, и лишь потом поворачивайте к берегу.
10. Опасно прыгать (нырять) в воду в неизвестном водоеме — можно удариться головой о грунт, корягу, сваю и т. п., сломать шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть. Не менее опасно нырять с плотов, катеров, лодок, пристаней и других плавучих сооружений. Перед тем как нырять, необходимо проверить, какова глубина данного водоема и какие опасности могу подстерегать вас под поверхностью воды. Гораздо безопаснее сначала ступить в воду ногой, чем бросаться вниз головой, не подозревая о последствиях. Под водой могут быть бревна, сваи, рельсы, железобетон и пр. Нельзя купаться у крутых, обрывистых и заросших растительностью берегов водоемов. Здесь склон дна может оказаться очень засоренным корнями и растительностью. Иногда песчаное дно бывает зыбучим, что опасно для не умеющих плавать.
11. Водные развлечения и виды спорта популярны у многих туристов, однако и количество связанных с ними несчастных случаев очень велико. Поэтому, прежде чем отправляться на пляж водоема или отправлять туда своих детей, познакомьтесь с правилами безопасности на воде, чтобы свести к минимуму риск утонуть или пострадать от травмы во время купания или лодочной прогулки. Особенно актуально соблюдение правил поведения на воде для детей. Вода — среда опасная, и, намереваясь иметь с ней дело, нужно быть готовым к непредвиденным ситуациям.
Для того чтоб ребенок утонул достаточно глубины в 2,5 см.
Наши советы помогут Вам свести к минимуму вероятность того, что ребенок может утонуть.
Объясните ребенку основные правила при плавании:
1. Всегда необходимо плавать с взрослыми.
2. Не нырять в незнакомых водоемах. Сначала необходимо нырнуть ногами вперед.
3. Не толкайтесь и не прыгайте на других людей, когда находитесь в воде.
4. Будьте готовы к действиям в чрезвычайных ситуациях. Научите детей обращаться за помощью к взрослым или звонить в скорую помощь.
• Не разрешайте ребенку использовать надувные приспособления для игры на воде, например, нарукавники. Они могут сдуться или же ребенок может на них заснуть. Более того, ребенок может привыкнуть к использованию таких предметов, которые могут стать причиной смерти. Например, ребенок, часто использующий нарукавники может научиться прыгать с разбегу в бассейн. Ребенок может прыгнуть в бассейн и вспомнить об отсутствии нарукавников в самый последний момент.
• Научитесь плавать, если Вы еще этого не умеете. Также необходимо выучить технику спасения утопающих.
• Дети старше 4 лет должны посещать уроки плавания. Детям помладше хватит элементарных инструкций, когда в воде рядом с ними находятся родители. Как дети, так и взрослые могут потерять бдительность при нахождении в воде из-за ложного чувства безопасности.
Будьте всегда рядом, и тогда отдых на воде принесёт вам радость. А чтобы ваш отдых прошёл интереснее, играйте с детьми. Вот несколько игр, которые помогут детям лучше адаптироваться в воде.
«Карусели»
Играющие берутся за руки и образуют круг, начинают движение по кругу под слова:
Еле – еле, еле – еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом…
После того, как дети разгоняются и пробегут 2–3 круга, произносятся слова:
Тише – тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз – два! Нам пора,
Вот и кончилась игра.
С этими словами замедляют бег и постепенно останавливаются.
«Морской бой»
Для этой игры нужен бумажный кораблик. Дети стоят в воде, высота воды не выше груди. По команде руками начинают постукивать по воде так, чтобы брызги летели на бумажные кораблики, а вода их относила к берегу. Победитель определяется по количеству брызг, меткости их полёта или чей кораблик быстрее достигнет берега.
«Утята и щука»
Выбирается из игроков ведущий «щука», остальные «утята». У каждого за пояс плавок заткнут платок. Услышав слова: «День! Выходите, утята, плывите на озеро», дети ходят и прыгают в воде, имитируя повадки утят (чистят пёрышки, машут крылышками, ищут рачков, крякают и т.п.). По сигналу «Берегитесь: щука плывёт. Эх, проглочу!» игроки убегают на берег, стараясь, чтобы щука не выхватила у них платок. Если щуке это удаётся, происходит смена водящего.