Шапка сайта
Твиттер   Вконтакте

Старший воспитатель Исаева Валентина Викторовна

Рекомендации для родителей «Формирование творческого развития ребенка-дошкольника»

Консультация для родителей «Ранняя профессиональная ориентация дошкольников»

Практические рекомендации по организации КВЕСТ- игры для педагогов

Диагностика сформированности математических представлений

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений является частью общей подготовки к школе. Одна из важнейших задач математического развития - формирование познавательных интересов и способностей.

В процессе работы по формированию математических представлений дошкольники приобретают знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве, что способствует развитию интереса к математическим знаниям, самостоятельности и гибкости мышления, смекалки и сообразительности, умения делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений.

Овладевая способами вычислений, упражняясь в сравнении выражений, дети осознают смысл арифметических действий. Это воспитывает наблюдательность, обоснованность суждений и привычку к самопроверке.

Решая различные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, учатся последовательно выполнять необходимые действия, чтобы достичь определенного результата.

Дети учатся выделять существенное, обобщать и систематизировать накопленные знания, пользоваться ими в своей повседневной и игровой деятельности. Овладевая различными знаниями, они приобретают умение кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.

Таким образом, формирование элементарных математических представлений способствует развитию качеств, необходимых будущему школьнику.

Сформированность элементарных математических представлений оценивается в процессе выполнения дошкольниками диагностических заданий.

Количество и счет

Задачи. Выявить знание цифр от 0 до 9; умения: считать в пределах 10, называть числа в прямом и обратном порядке; правильно пользо¬ваться порядковыми числительными, понимать отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1); увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1 (в пределах 10); называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число; составлять числа второго пятка из единиц; раскладывать одно число на два меньших (в пределах 10, на наглядной основе), составлять из двух меньших большее число; соотносить цифру и количество предметов; составлять и решать про¬стые задачи в одно действие на сложение и вычитание на наглядной основе; пользоваться знаками действий в цифровых выражениях: плюс (+), минус (—), равно (=)*.

Материал. Набор цифр. Знаки действий: плюс (+), минус (—), равно (=). Карточки с изображением разного количества предметов. Коробка с набором игрушек (10 матрешек, 7 машинок, 10 огурцов, 7 яблок) к заданиям № 16, 17, 18.

Задания

  1. Покажи цифры: 7, 8, 3. 
  2. (Перед ребенком располагают в ряд пять разных предметов.) Назови: первый и четвертый предмет слева, третий и пятый предмет справа
  3. Какое число больше 6 на 1? Какое число меньше 6 на 1?
  4. Какое число больше (меньше) —8 или 9? На сколько? Покажи цифру, обозначающую число, которое меньше числа 8 на 1.
  5. Назови соседей числа 5.
  6. Я назову число, а ты назови предыдущее и последующее числа.
  7. Я посчитаю от 1 до 10, а ты назовешь пропущенное число.
  8. С помощью каких цифр обозначается число 10? Покажи их.
  9. Из скольких единиц состоит число 5?
  10. Из каких чисел можно составить число 7?
  11. Я хлопну несколько раз в ладоши, а ты покажи карточку, на кото¬рой нарисовано столько же предметов.
  12. Найди карточки с одинаковым количеством предметов.
  13. Посмотри на карточку. Сколько на ней предметов? Назови число на 1 больше (на 1 меньше).
  14. Посмотри на карточки с разным количеством предметов и подбери к ним цифры.
  15. Задача 1. Аня взяла семь матрешек, а Миша—две машинки. Сколько всего игрушек взяли Аня и Миша? (Перед тем как ребенок начнет решать эту задачу, ему предлагают повторить условие задачи, вопрос задачи, рассказать, как он будет решать задачу.)
  16. Задача 2. У Максима было шесть огурцов, два огурца он отдал Денису. Сколько огурцов осталось у Максима? Запиши решение задачи, используя знаки действий и цифры.
  17. Задача 3. Дети вылепили из пластилина несколько яблок. Одно яблоко положили в корзину, у них осталось 3 яблока. Сколько всего яблок вылепили дети?

* От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Величина

Задачи. Выявить умения: раскладывать предметы (до 10 шт.) разной длины, ширины, высоты в возрастающем и убывающем порядке; объяснять порядок расположения предметов и соотношение между ними; измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки; делить круг, квадрат на две и четыре равные части, сравнивать целое и часть.

Материал. Полоски бумаги разного цвета и размера: 6 полосок разной длины, но одинаковой ширины (ширина 1 см, длина 2 см, 3 см, 4 см, 5 см, 6 см, 7 см); 6 полосок разной ширины, но одинаковой длины (длина 7 см, ширина 1 см, 1,5 см, 2 см, 2,5 см, 3 см, 3,5 см). Коробка, шарф, круг, квадрат. Картинки с предметами разной величины. Условные мерки шириной 1 см, длиной 3 см, 5 см.

Задания

  1. (На картинке изображены мячи различной величины и разных цветов.) Покажи самый большой синий мяч, самый маленький мяч, самый маленький синий мяч, самый большой красный мяч. Покажи синие мячи по порядку, начиная с самого большого
  2. (На картинке изображены деревья: дуб, сосна, рябина разной высоты.) Какое дерево выше: дуб или рябина? Рябина или сосна? Какое дерево ниже: сосна или дуб? Назови и покажи самое высокое дерево, самое низкое.
  3. (Перед ребенком коробка среднего размера, расположенная горизонтально.) Покажи длину, ширину, высоту коробки. (Коробку поворачивают вертикально и предлагают те же задания.)
  4. (Перед ребенком полоски, разные по ширине.) Разложи полоски в ряд от самой узкой до самой широкой.
  5. (Перед ребенком полоски, разные по длине.) Разложи полоски снизу вверх от самой длинной до самой короткой.
  6. Покажи самую длинную, самую широкую, самую узкую, самую короткую полоску
  7. (Ребенку указывают на одну из полосок.) Расскажи о величине этой полоски по отношению к другим полоскам
  8. Покажи длину и ширину шарфа
  9. Измерь длину и ширину шарфа с помощью условной мерки. Сколько мерок уложилось по длине шарфа. По ширине?
  10. Измерь длину и ширину шарфа с помощью условной мерки, меньшей по длине. Почему в первый раз уложилось меньше мерок, чем во второй?*
  11. Раздели круг на две равные части.
  12. Раздели квадрат на четыре равные части.

Геометрические фигуры

Задачи. Выявить представления о простейших геометрических фигурах (шар, куб, цилиндр, квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник, четырехугольник, многоугольник) и некоторых их свойствах; умение составлять из 2—4 фигур одну большую фигуру.

Материал. Набор геометрических фигур разных цветов (красного, желтого, зеленого, синего) и размеров (большие и маленькие). Лист бумаги в клетку; картинка: человечек, составленный из геометрических фигур.

Задания

  1. Назови фигуры, которые ты видишь перед собой.
  2. Покажи прямоугольник. Почему его так называют? Покажи все вершины, углы, стороны прямоугольника. Сколько вершин, углов, сторон у прямоугольника?
  3. Найди и покажи все четырехугольники.
  4. Найди и покажи все многоугольники.
  5. Покажи шар, куб, цилиндр.
  6. Покажи круг и овал. Чем круг отличается от овала?
  7. Покажи все фигуры красного (желтого, синего, зеленого) цвета.
  8. Покажи все маленькие (большие) фигуры.
  9. Найди и покажи все маленькие четырехугольники синего цвета.
  10. Найди и покажи большой синий квадрат. 
  11. Найди и покажи маленький красный круг. (Ребенку дают картинку с фигурой человека.) Внимательно посмотри на рисунок и определи, из каких геометрических фигур составлен человечек.
  12. На какие геометрические фигуры похожи: книга, тарелка, косынка?
  13. Составь рыбку из пяти треугольников.
  14. Составь прямоугольник из шести палочек. Раздели его одной палочкой на два квадрата.
  15. (Ребенку дают лист бумаги в клетку.) Нарисуй квадрат со стороной в две клеточки. Пририсуй маленький квадрат так, чтобы получился один маленький и один большой квадрат.

Ориентировка в пространстве

Задачи. Выявить умения: ориентироваться на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под, слева, справа, вверху, внизу, в середине); определять пространственное расположение предметов. Материал. Лист бумаги в клетку, цветные карандаши; кубики (красный, синий, зеленый), машинка, матрешка, карандаши разных цветов и длины, полоска, состоящая из 7 клеток.

Задания

  1. Возьми мячик в левую руку, а кубик в правую руку. 
  2. (Перед ребенком располагают предметы: машинку, матрешку, кубик.) Что находится справа от матрешки? Что находится слева от матрешки?
  3. Сложи из красного, зеленого и синего кубиков башню так, чтобы: синий кубик был расположен выше зеленого, а красный выше синего; красный кубик был расположен выше зеленого, а синий выше красного; зеленый кубик был расположен ниже синего, а красный ниже зеленого; зеленый кубик был расположен ниже красного, а синий ниже зеленого.
  4. (На столе лежат четыре карандаша разных цветов и длины.) Расположи карандаши в ряд по размеру так, чтобы слева был самый длинный, а справа самый короткий. Какого цвета карандаш лежит левее всех? Какого цвета карандаши рядом с ним? Расположен правее других? Какого цвета карандаш лежит между синим и красным? 
  5. (У ребенка полоска, состоящая из семи клеток.) Отсчитай на полоске: снизу вверх две клеточки и третью закрась желтым карандашом; от желтой клеточки отступи вниз через одну клеточку и закрась ее голубым карандашом; закрась оранжевым карандашом клетку, находящуюся над желтой клеткой; зеленым карандашом закрась клетку так, чтобы желтая клетка ока¬залась между зеленой и оранжевой
  6. Закрась красным карандашом верхнюю клетку
  7. Закрась фиолетовым карандашом вторую клетку сверху
  8. закрась синим карандашом пятую клетку снизу
  9. клетки какого цвета оказались между голубой и фиолетовой?
  10. клетки какого цвета находятся между красной и желтой?
  11. (Ребенку дают лист бумаги в клетку.) Покажи верхнюю сторону листа бумаги в клетку.
  12. Найди середину нижней стороны листа.
  13. Найди середину листа. Поставь точку.
  14. От исходной точки проведи линию вниз - на 2 клетки, вправо—на 2 клетки, вниз - на 2 клетки, вправо —на 1 клетку, вверх- на 4 клетки, влево- на 1 клетку, вниз - на 1 клетку, влево - на 1 клетку, вверх - на 1 клетку, влево - на 1 клетку. Какую цифру ты нарисовал? Под этой цифрой нарисуй такое же количество прямоугольников.

Ориентировка во времени

Задачи. Выявить представления о различных временных отрезках (сутки, неделя, месяц, год); о временных эталонах (минута, час), степень развития чувства времени-длительности временных интервалов.

Задания

  1. Сколько частей в сутках?
  2. Какая часть суток следует за утром? Какая предшествует вечеру?
  3. Какой сегодня день недели?
  4. Какой день недели был вчера?
  5. Какой день недели будет завтра?
  6. Сколько дней в неделе?
  7. Назови дни недели по порядку.
  8. Назови день недели между понедельником и средой.
  9. Назови дни недели между вторником и пятницей.
  10. Сколько месяцев в году?
  11. Назови месяцы года по порядку.
  12. Какой месяц идет после января? марта? июня?
  13. Какие дела ты можешь успеть сделать за одну минуту?

Старший воспитатель Акимова Е.В.  

Консультация для педагогов «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ»

Подготовил:
старший воспитатель
Акимова Е.В.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания и является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей.

Современный детский сад – это место, где ребенок проводит большую часть своего времени, познает окружающий мир, мир взаимоотношений взрослых и детей. Поэтому одним из самых важных условий образовательной работы в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.

Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда детского сада должна быть

  • содержательно - насыщенной
  • полифункциональной
  • трансформируемой
  • вариативной
  • доступной и безопасной.

Русский педагог Александр Устинович Зеленко считал, что детский музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.

Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально, так как реализация образования в дошкольных учреждениях основывается на личностно-ориентированном взаимодействии педагога с воспитанниками. Субъект - субъектные отношения педагога и ребенка способствуют развитию у детей самостоятельности и произвольности поведения, творческой активности. Что же такое мини-музей?

Мини-музей – это небольшое пространство, созданное для самых маленьких посетителей и открытое для них постоянно. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их называют «мини- музеями». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Цель создания мини-музея - это обогащение образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

Основой при реализации технологии музейной педагогики является создание мини-музеев в каждой возрастной группе.

Этот процесс можно разделить на три этапа: подготовительный, этап реализации проекта и обобщающий этап. Рассмотрим поподробнее каждый этап создания мини-музея.

Подготовительный этап

1. Прежде всего, необходимо определить тему мини-музея. («От кареты до ракеты…!», «Игрушки наших бабушек и мам», «Чудо-ложки», «Интересные матрёшки», «Музей пуговки», «Малахитовая шкатулка», «Волшебница вода», «Музей Глины». «Самара -наш город родной»)

2. Разработать модель или схему будущего музея. Представить, каким будет мини-музей. Это не значит, что нужно привлекать профессиональных архитекторов или художников, это значит, что педагогам надо активно фантазировать и, конечно, необходимо привлечь родителей и детей.

3. Выбрать место, в котором будет находиться музей (групповое помещение, раздевалка, холл).

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования).

Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.

Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.

Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом: размещение материала на настенных полочках; использование ширм, стендов; размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.

4. Определить содержание экспозиции: надо продумать, какое оборудование вы будете использовать при создании мини-музея, какие материалы вам пригодятся, какие экспонаты вы будете выставлять, на какие предметы обратите особое внимание и т.д.

5. Рассмотреть варианты участия в создании музея детей и родителей. Например, на первом этапе родители являются основными источниками организации музея; на втором – принимают участие в изготовлении новых экспонатов, организуют экскурсии вместе с педагогом, проводят беседы с детьми и т.д. 

6. Определить перспективы развития. Например, на первой недели внесли в экспозицию изменения. Во вторую неделю рассматриваются вопросы, связанные с происхождением экспонатов, следовательно, необходима коррекция содержания экспозиции. 

Этап реализации проекта

При организации мини-музея следует помнить, что содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей определенной группы. Например, мы хотим создания мини-музея – знакомство дошкольников с различными видами ложек, историей их создания, значением в жизни человека, т.е. создать мини-музей «Чудо-ложки».

Что мы можем сделать на первом этапе? Надо предложить детям принести разные ложки, обратиться за помощью к родителям.

Следующий шаг – создание экспозиции. Центром экспозиции может стать изображение ложки и особым образом оформленная надпись с названием. Вокруг композиционного центра на подставках и полочках можно расставить разнообразные виды ложек.

По ходу работы мини-музея экспозиция будет пополняться и расширяться. Это дает нам возможность познакомить детей с историей происхождения ложки, узнать, какие ложки были в древности, как создавались первые ложки, о разных видах ложек, о том, что в России в городе Нытва есть историко-краеведческий музей Ложки, в городе Владимире –открылся частный музей Ложки, в России, Германии и США стоят памятники Ложке.

В музее есть экспонаты и экспозиции. Экспонат – это предмет, выставляемый в музее для обозрения. Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую-либо тему.

Экспонатами в детском саду могут быть творческие работы детей, поделки, фотографии мероприятий и праздников, игрушки. Экспонаты мини-музеев постоянно пополняются и используются в работе с дошкольниками. Детей необходимо учить бережному отношению и к музейным экспонатам.

При построении экспозиции мини-музея необходимо учитывать основные принципы

  • принцип научности: любая экспозиция должна строиться на научной основе
  • принцип предметности: основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей и пр.
  • коммуникативно-информационный принцип: экспозиция должна быть такой, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.
  • принцип цикличности: каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложному этапу.

Обобщающий этап

Итак, музей создан, теперь необходимо подвести итоги

  • Что было сделано? - Что понравилось больше всего?
  • Что хотели бы еще узнать?
  • С кем можем поделиться полученными знаниями?

Формы работы в мини-музее

  • беседы
  • экскурсии
  • продуктивная деятельность
  • экспериментирование
  • развлечения, досуг.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей!  

Консультация для родителей «Воспитание вежливости у детей дошкольного возраста»

«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблю-дающий правила приличия, воспитанный и учтивый. 

Яркую характеристику ребёнка-невежи, который разладил отношения в семье, подарила нам в своём стихотворении «Медвежонок-невежа» Агния Барто, справедливо предложив, что «такие мишки есть среди ребят!»

1. Если ребёнок перебивает взрослых…

«Не перебивай меня, не перебивай!»- так поется в известном шлягере, где она возмущена и устраивает истерику ему за то, что он её не слушает. Как  неприятно, когда тебя перебивают, даже если ты взрослый! А что делать, если ребёнок перебивает взрослых?

Первые слова, первые фразы… 

Как мы радуемся тому, что ребёнок умеет говорить!  Проходит время, и мы замечаем, что малыш не только научился разговаривать  со взрослыми, он научился взрослых перебивать.

Необходимо знать, что, когда ребёнок перебивает взрослого, влезает в разговор без спроса,  это может означать, что он:

  • не умеет слушать
  • проявляет агрессию по отношению к тому,  кого он перебил
  • хочет обратить на себя внимание, к которому привык, являясь центром семейной вселенной
  • не обладает достаточным запасом терпения
  • недополучает родительского внимания.

Известно, что появление нетерпеливости связано с чувством беспокойства, это характерно для детей, имеющих повышенное нервное напряжение. Когда ребёнок много говорит, вмешивается в разговоры взрослых и других детей, вторгается в чужие игры – это может быть одним из симптомов гиперактивности.

2. Если ребёнок не здоровается...

Для некоторых детей ситуация прихода и ухода, когда требуется поздороваться или попрощаться, вызывают сильное напряжение. У детей с нарушениями нервной системы ситуации напряжения вызывают защитную реакцию в виде ступора.

Выйти из этого состояния поможет естественное поведение взрослого, который,  к примеру,  поздоровается за себя и за своего малыша, да и попрощается два раза.  Можно придумать увлекательные способы приветствия и прощания: плечиками, ступнями ног, ладошками и т. п.   Детям нравятся такие весёлые способы, возможно, позже, вслед за мамой, ребёнок  сам скажет приветствие: «Здравствуйте!»

Причиной того, что ребёнок не здоровается и не прощается, может быть и неблагоприятная семейная атмосфера, когда  мамы детей не здороваются с бабушкой, выражая тем самым своё недовольство свекровью. Бабушка и дедушка не здороваются между собой и с другими членами семьи. В условиях такой семьи ребёнка  действительно  трудно научить вежливым словам, ведь необходимо менять не только поведение каждого взрослого члена семьи, но и неблагоприятную  атмосферу, в которой волшебные слова просто не могут жить.

 3. Если ребёнок ругается матом…

Действительно, вежливые слова помогают в общении, об этом замечательно когда-то рассказала детская писательница В. Осеева в рассказе «Вежливое слово». Слово «пожалуйста», сказанное тихим голосом  и, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь, в этом рассказе распахнуло, как по волшебству, сердца членов семьи маленького мальчика. А что делать, если малыш говорит слова, которые относят к ненормативной лексике?
 

Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием. 

Сегодня известно, что словесная информация оказывает влияние на ДНК человека, а сквернословие разрушает волновые программы, отвечающие за нормальную работу организма ребёнка. Взрослым, которые в своей речи употребляют лексический мусор и являются источником заражения ребёнка, необходимо понимать, что они наносят вред здоровью ребёнка.

Привлекательность и живучесть ненормативной лексики связана с тем, что она снимает напряжение в тех ситуациях, когда эмоции переполняют и захлёстывают, когда трудно выразить то, что чувствуешь, словами.

 У детей дошкольного возраста эти сложности связаны с возрастными особенностями. В связи с этим важным является обучение дошкольников конструктивным формам выражения своих как положительных, так и отрицательных эмоций. (Об алекситимии, когда нет слов для названия переживаемых состояний(a-отсутствие, lexis-слово, tbymos-эмоции).

«Наш сын (4 года 6 месяцев) ругается матом. Пробовали не обращать внимания, ругать и наказывать – ничего не помогает! Как быть?»

Дело в том, что ребёнок четырёх лет уже осознанно использует неприличные слова, и перечисленные способы действительно могут быть неэффективны.

Попробуйте разрешить вашему ребёнку ругаться (ведь это всё равно происходит), но только в определенном месте (например, у мусорного ведра – слова то у вашего ребёнка мусорные).

Однако к этому способу необходимо прибегать только в крайнем случае. Прежде всего, надо показать ребёнку своё неприятие неприличной брани: «Мне не нравятся такие слова», «У нас в детском саду (в семье) так не говорят» и т. п.

Литература

1. Алексеева Е.Е.  Что делать, если ребёнок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб.;  Речь, 2012. 
2. Ожегов  «Толковый словарь русского языка».

Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности

Процесс экологизации образования граждан активно набирает обороты. Указом президента В.В. Путина, 2017 год объявлен в России Годом экологии. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем.

Перед дошкольными учреждениями в настоящее время стоит задача воспитать не только здоровых, но и всесторонне развитых детей, экологически ориентированных и готовых к обучению в начальной школе. Вышеназванные обстоятельства определяют актуальность выбранной темы.

Педагогический коллектив нашего МБДОУ «Детский сад № 174» г.о. Самара активно работает по теме «Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности».

И.А. Комарова и С.В. Спирин в своей статье «К вопросу о разработке экспериментальной модели методики формирования осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста» отмечают, что цель экологического обучения дошкольников ориентирована на формирование ответственного отношения к окружающей природе, которое строится на базе экологического сознания личности, когда приоритетным является идея взаимосвязи человека с окружающим миром, включая мир природы.

Осознанное отношение, по мнению авторов, – это такое отношение, при котором субъект отдает себе отчет в объективных основаниях; в своих обязанностях; своей ответственности, в поступках и поведении в целом. [1, c.60].

И.А. Комарова и С.В. Спирин говорят также о том, что формируя у дошкольников осознанное отношение к определенным объектам и явлениям действительности, необходимо обратить особое внимание не только на усвоение необходимой системы знаний о данных объектах и явлениях, но и на умение правильно выразить собственное отношение через конкретные высказывания, суждения и действия, сочетая единство чувств, знаний и деятельности. На основании вышеизложенного, мы определили цель и задачи работы по данному направлению.

Цель: разработать и воплотить в деятельности педагогов и родителей комплекс мероприятий, направленный на формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы.

Задачи

  • формировать у детей представления об объектах природы и её многообразии, целостности живых организмов, их потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни, основы безопасного поведения в природе, готовность к совместной деятельности
  • развивать познавательные мотивы дошкольников, направленные на получение новых представлений о природе, умение любоваться красотой мира природы
  • развивать у детей творческий подход, умение оберегать и приумножать красоту и богатство природы малой Родины
  • транслировать опыт работы педагогов ДОУ на городских и региональных методических семинарах, конференциях, форумах
  • пропагандировать экологическое воспитание среди родителей.

Для решения этих задач была выбрана программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой, в которой подчеркивается, что данная программа успешно реализуется при условии создания предметно-развивающей среды, организованной в достаточной степени в детском саду. Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО, является экологизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

В нашем детском саду создана эколого-развивающая среда: в группах имеются уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями, необходимыми для их роста и развития; занимательные экологические игры; календарь природы, материалы для познавательно-исследовательской деятельности, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, а также поделки из природного материала. В холле детского сада расположен зимний сад.

На территории ДОУ имеется экологическая тропа, выполняющая познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. На тропе выделены наиболее интересные и актуальные объекты: огород с различными культурами; аптекарский огород с лекарственными растениями, такими, как мать-и-мачеха, тысячелистник, подорожник, мята, ромашки; тропа «здоровья»; цветники, которые радуют глаз цветущими растениями с мая по октябрь.

В течение всего учебного года на тропе проводятся: наблюдения, игры, экскурсии, прогулки-походы, которые знакомят детей с изменениями природы по сезонам (продолжительностью дня, погодой, изменениями в жизни растений и животных, трудом взрослых). Совместно с детьми проводим опытно-экспериментальную деятельность, наблюдаем с детьми за погодой, ростом различных деревьев и кустарников, растений, делаем зарисовки роста растений в тетрадях наблюдений. Свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной деятельности, в подвижных играх, в самостоятельной деятельности. В будущем планируем сделать на экологической тропе метеоплощадку (оборудование уже закуплено).

Для реализации поставленных задач в работе с детьми, педагоги детского сада

1. Осуществляют ознакомление детей с природой в разнообразных формах: в НОД, в играх, в процессе наблюдений, развлечений, повседневной жизни: чтение и драматизация экологических сказок, проведение экологических викторин, дидактических игр «Что, где растёт», «С какого дерева лист», «Угадай животное», словесных игр: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо –плохо», «Что лишнее?», «Кто как кричит?», которые развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем.

2. Регулярно планируют и проводят тематические прогулки, экскурсии, походы, которые помогают детям наблюдать за погодой и природой в естественных условиях. Огромную радость доставляет малышам опыты, которые проводят воспитатели

  • Куда снег убежал? (таяние снега)
  • Тонет – не тонет (плавучесть предметов)
  • «Веселые краски» (окрашивание воды)
  • Разноцветные льдинки (таяние льда в теплой и холодной воде).
  • Совместно с детьми находим ответы на вопросы-гипотезы
  • Зимой цветы не вырастут, потому что они замерзнут?
  • Как растения защищаются от врагов?
  • Эксперименты, опыты и наблюдения помогают детям приобретать знания, мыслить, обобщать, делать выводы, правильно вести себя в мире природы.

3. Осуществляют совместно с детьми познавательно-исследовательскую деятельность, труд в природе. В старших группах вместе с детьми выращиваем культурные растения (лук, перец, томат). Ребята получают навыки посева и ухода за растениями. В процессе такой работы проводим экспериментирование, где дети сами приходят к выводу о том, что рассаде нужен свет и вода. Выращенную на подоконнике рассаду в мае мы переносим на огород, на улицу, где продолжается работа по закреплению практических навыков ухода за растениями. Всё это способствует формированию у детей познавательного интереса и осознанного отношения к миру природы.

4. Организуют и проводят совместные творческие проекты: «Огород на подоконнике» (средние группы), «Лекарственные растения» (старшие группы), «Комнатные растения», «Наш любимый город» (подготовительные к школе группы); акции «Поможем зимующим птицам!», «Чистая планета начинается с чистого двора!».

Проект «Волшебные свойства соли» в старшей группе (воспитатели Гаврилова О.В., Максимова М.Ю.) стал победителем городского фестиваля детских коллективных проектов «Я узнаю мир», а методическая разработка «Акция «Поможем зимующим птицам!» (воспитатель Оруджова И.Н.) признана одной из лучшей на Фестивале молодых педагогов г.о. Самара «Педагогический старт», который проходил в мае 2016 года.

5. Изготовили красочные, познавательные лэпбуки: «Комнатные растения», «Азбука безопасного поведения в природе», «Весна», «Сказки В. Сутеева».

6. Составили образовательные маршруты для совместной работы родителей с детьми 4-5-летнего возраста: «Прогулка по Самарской Луке», «Лесные звери».

Между группами проводим конкурсы: «Лучший прогулочный участок», «Лучший уголок природы», «Огород на подоконнике», тем самым обогащая развивающую предметно-пространственную среду, которая отвечает требованиям ФГОС ДО.

Получить новые знания в области экологического образования дошкольников педагоги смогли, участвуя в методическом марафоне в ДОУ «Организация специфических детских видов деятельности как эффективное средство в формировании экологических представлений у детей», на педагогическом совете по теме «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и осознанного отношения к природе»; консультациях: «Использование художественных техник в процессе создания выразительных образов животных», «Как организовать уголок природы», «Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста при организации наблюдений на прогулках»; мастер-классах «Рисуем нитью», «Сделаем Травянчика».

В нашем детском саду стало традицией в конце марта, начале апреля, проводить театральный Фестиваль, где каждая группа готовит спектакль, атрибуты, афишу. В прошедшем учебном году тема Фестиваля была «Экологическая сказка». Проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, стихов. Дошкольники с удовольствием разыгрывают сюжеты, изучая поведение животных, птиц, насекомых. В играх - драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности-интонации, мимики, пантомимы. В данную деятельность вовлекаются родители воспитанников: помогают в создании костюмов и декораций, афиш.

Родители нашего ДОУ принимают активное участие в выставках детского творчества: «Осень - щедрая пора!», «Новогоднее украшение группы», «Зимняя сказка», конкурсе-выставке совместного творчества родителей и детей на лучший букет из цветов, овощей, фруктов. Изготовление работ на выставку позволяет детям ощутить собственную значимость, родителям – продемонстрировать положительное отношение к продукту совместной деятельности. Родители также активно участвуют в экологических викторинах, развлечениях «Мама, папа, я - экологическая семья». О том, что наша работа нашла понимание у родителей, говорит, повышенный интерес взрослых к тому, что делается в детском саду, отклик родителей на все наши начинания, положительные отзывы родителей о проделанной работе.

Таким образом, осуществляя интеграцию экологии во все образовательные области, через различные формы работы, создаётся целостная система формирования у детей осознанно-правильного отношения ко всему живому, умение видеть и понимать красоту окружающего мира.

Литература

1. И.А. Комарова, С.В. Спирин статья «К вопросу о разработке экспериментальной модели методики формирования осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста», «Вектор науки ТГУ» № 2(2), 2010

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистри-ровано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Акимова Елена Валерьевна, старший воспитатель

Методические рекомендации родителям по развитию творческих способностей ребенка

  1. Всегда отвечайте на вопросы, которые задаёт ребёнок. Если не знаете ответа, вместе с ребёнком обратись к книгам, справочникам. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы всё обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком!
  2. Говорите с ребёнком – сначала, называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
  3. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты дума-ешь?», «Почему?». Помогайте наводящими вопросами организовывать самостоятельный поиск решения, чаще спрашивать ребёнка: «А как ты думаешь сам?».
  4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд!
  5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее обучение – это всегда немного общение «навырост».
  6. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».
  7. По возможности, много путешествуйте с ребёнком!
  8. Ходите с ребёнком в музеи.
  9. Проводите совместные наблюдения и опыты. Старайтесь формировать в детях уверенность в себе с помощью различных форм: доброжелательный взгляд, объятия, слова одобрения.
  10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов. Оборудуйте для ребёнка место для занятий.
  11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком!
  12. Обучая детей, не забывайте о том, что девочки и мальчики разные
    • мальчики более подвижные, поэтому они не могут долго сидеть на месте, им надо давать возможность больше двигаться
    • у девочек лучше развита мелкая моторика руки, поэтому они пишут аккуратнее и красивее, чем мальчики
    • девочки из-за особенностей развития мозга быстрее читают, их речь богаче по содержанию
    • если мальчики устают, то у них снижается активность, а девочки из-за усталости начинают капризничать

И всегда помните: дети не взрослые, вы не должны ожидать взрослых поступков от детей. Они дети! У них совершенно иное видение, другая перспектива. Не нужно насильственно подходить к ним с взрослой меркой.

Позвольте им быть детьми, потому что они никогда не будут ими снова; а когда это потеряно, каждый чувствует ностальгию по детству!

Консультации для родителей

«Обучение детей безопасному поведению на дороге»

Составила: старший воспитатель Акимова Е.В.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

  • Неумение наблюдать
  • Невнимательность
  • Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

Рекомендации по обучению детей ПДД

При выходе из дома

Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.

При движении по тротуару

  • Придерживайтесь правой стороны
  • Взрослый должен находиться со стороны проезжей части
  • Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку
  • Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора
  • Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару

Готовясь перейти дорогу

  • Остановитесь, осмотрите проезжую часть
  • Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой
  • Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей
  • Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины
  • Не стойте с ребенком на краю тротуара
  • Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин
  • Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции

При переходе проезжей части

  • Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке
  • Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин
  • Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры
  • Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно
  • Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу
  • Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу
  • Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно
  • При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта
  • Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка

При посадке и высадке из транспорта

  • Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть
  • Подходите для посадки к двери только после полной остановки
  • Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями)
  • Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу)

При ожидании транспорта

  • Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах

  • Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях
  • Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени
  • Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей
  • Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность

Важно, чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения!

  • Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом
  • Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться
  • Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора
  • Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход»
  • Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги
  • Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
  • Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли
  • Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

Соблюдать правила необходимо и в автомобиле

Здесь перед вами открывается обширное поле деятельности, так как примерно каждый третий ребёнок, ставший жертвой дорожно-транспортного происшествия, находился в качестве пассажира в автомобиле.

Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила

  • Пристёгиваться ремнями необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдёт у ребёнка в постоянную привычку.
  • Если это возможно, дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как с него можно безопасно выйти прямо на тротуар.
  • Как водитель или пассажир вы тоже постоянно являете пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, не обрушивайте на них поток проклятий. Вместо этого объясните конкретно, в чём их ошибка. Используйте различные ситуации для объяснения правил дорожного движения, спокойно признавайте и свои собственные ошибки.
  • Во время длительных поездок чаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от ремней или измотают вам все нервы.
  • Прибегайте к альтернативным способам передвижения: автобус, железная дорога, велосипед или ходьба пешком.

Памятка для родителей детей младшего дошкольного возраста

Уважаемые родители!

В младшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить

  • Кто является участником дорожного движения
  • Элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекрёсток)
  • Транспортные средства (трамвай, автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, велосипед)
  • Средства регулирования дорожного движения
  • Красный, жёлтый и зелёный сигналы светофора
  • Правила движения по обочинам и тротуарам
  • Правила перехода проезжей части
  • Без взрослых выходить на дорогу нельзя
  • Правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте;

Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге

  • Своими словами, систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения
  • Для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге
  • Объяснять, что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит
  • Когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя
  • Указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей
  • Закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения в детский сад)
  • Развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади)
  • Развивать представление о скорости движения транспортных средств пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает)
  • Не запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность
  • Читать ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения.

Помните!

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей

Берегите ребёнка!

Оградите его от несчастных случаев.

Памятка для родителей детей среднего дошкольного возраста

Уважаемые родители!

В среднем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить

  • Кто является участником дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир, регулировщик)
  • Элементы дороги(дорога, проезжая часть, обочина, тротуар, перекрёсток, линия тротуаров и обочин, ограждение дороги, разделительная полоса, пешеходный переход)
  • Транспортные средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед, мопед, трактор, гужевая повозка, автобус, трамвай, троллейбус, специальное транспортное средство)
  • Средства регулирования дорожного движения
  • Основные сигналы транспортного светофора (красный, красный одновременно с жёлтым, зелёный, зелёный мигающий, жёлтый мигающий)
  • Пять мест, где разрешается ходить по дороге
  • Шесть мест, где разрешается переходить проезжую часть
  • Правила движения пешеходов в установленных местах
  • Правила посадки, движение м высадке в общественном транспорте
  • Без взрослых переходить проезжую часть и ходить по дороге нельзя
  • Обходить любой транспорт надо со стороны приближающихся других транспортных средств в местах с хорошей видимостью, чтобы пешеход видел транспорт и водитель транспорта видел пешехода

Методические приёмы обучения ребёнка навыка безопасного поведения на дороге

  • Своими словами систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения
  • Использовать дорожную обстановку для пояснения необходимости быть внимательным и бдительным на дороге
  • Объяснять когда и где можно переходить проезжую часть, а когда и где нельзя
  • Объяснять название, назначение и о чём предупреждают шесть основных сигналов транспортного светофора
  • Указывать на нарушителей Правил
  • Закреплять зрительную память, пространственное представление и представление о скорости
  • Читать ребёнку книжки для закрепления Правил
  • Использовать альбомы для раскрашивания, диафильмы, видеокассеты, макеты, настольные игры для привития устойчивых навыков безопасного поведения ребёнка в любой дорожной ситуации

Помните!

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.

Берегите ребёнка!

Оградите его от несчастных случаев.

Памятка для родителей детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые родители!

В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить

  • Кто является участником дорожного движения и его обязанности
  • Основные термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожное движение, железнодорожный переезд, маршрутное транспортное средство, мопед, мотоцикл, перекрёсток, пешеходный переход),линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик, транспортное средство, уступите дорогу)
  • Обязанности пешеходов
  • Обязанности пассажиров
  • Регулирование дорожного движения
  • Сигналы светофора и регулировщика
  • Предупредительные сигналы
  • Движение через железнодорожные пути
  • Движение в жилых зонах
  • Перевозка людей
  • Особенности движения на велосипеде

Своими словами, систематически и ненавязчиво знакомьте с правилами, которые должен знать ребёнок.

Методические приёмы обучения ребёнка навыка безопасного поведения на дороге

  • В дорожной обстановке обучайте ориентироваться и оценивать дорожную ситуацию
  • Разъясняйте необходимость быть внимательным, осторожным и осмотрительным на дороге
  • Воспитывайте у ребёнка потребность быть дисциплинированным, вырабатывайте у него положительные привычки в безопасном поведении на дороге
  • Разъясняйте необходимость быть постоянно бдительным, на дороге, ноне запугивайте транспортной ситуацией
  • Указывайте на ошибки пешеходов и водителей
  • Разъясняйте, что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) и причины их
  • Закрепляйте знания безопасного поведения с помощью игр, диафильмов, читайте книги, стихи, загадки с использованием дорожно-транспортных ситуаций
  • Используйте прогулки для закрепления и объяснения правил работы светофоров, показывайте дорожные знаки и дорожную разметку, а если регулировщик будет регулировать движение, то поясните его сигналы, чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами по дорожной обстановке.

Помните!

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.

Берегите ребёнка!

Старайтесь сделать всё возможное, чтобы, оградите его от несчастных случаев на дороге!

О ФГОС

Уважаемые родители!

17 октября 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Приказ вступает в силу с 01 января 2014 года.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Ознакомиться с ФГОС дошкольного образования более подробно можно здесь

Рекомендации правил безопасного поведения на воде

Водные развлечения и виды спорта популярны у многих взрослых и детей, однако количество связанных с ними несчастных случаев очень велико. Поэтому, прежде чем отправляться на пляж водоема или отправлять туда своих детей, познакомьтесь с правилами безопасности на воде, чтобы свести к минимуму риск утонуть или пострадать от травмы во время купания или лодочной прогулки. Особенно актуально соблюдение правил поведения на воде для детей. Вода — среда опасная, и, намереваясь иметь с ней дело, нужно быть готовым к непредвиденным ситуациям.

1. Умение хорошо плавать — одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде.

2. Лучше всего купаться в специально оборудованных местах: пляжах, бассейнах, купальнях; обязательно предварительно пройти медицинское освидетельствование и ознакомившись с правилами внутреннего распорядка мест для купания. В походах место для купания нужно выбирать там, где чистая вода, ровное песчаное или гравийное дно, небольшая глубина (до 2 м), нет сильного течения (до 0,5 м/с).

3. Избегайте алкоголя до и во время нахождения в воде или у береговой линии, особенно, если следите за находящимися в воде детьми. Алкоголь может ухудшить чувство равновесия, координацию движений и самоконтроль.

4. При судорогах надо немедленно выйти из воды. Если нет этой возможности, то необходимо изменить стиль плавания — плыть на спине. При ощущении стягивания пальцев руки, надо быстро, с силой сжать кисть руки в кулак, сделать резкое отбрасывающее движение рукой в наружную сторону, разжать кулак. При судороге икроножной мышцы необходимо при сгибании двумя руками обхватить стопу пострадавшей ноги и с силой подтянуть стопу к себе. При судорогах мышц бедра необходимо обхватить рукой ногу с наружной стороны ниже голени у лодыжки (за подъем) и, согнув ее в колене, потянуть рукой с силой назад к спине. Произвести укалывание любым острым подручным предметом (булавкой, иголкой и т. п.)

5. Маленькие дети, даже после нескольких уроков плавания, нуждаются в постоянном присмотре. Возлагать эту обязанность можно только на опытного и ответственного пловца, знакомого с правилами первой медицинской помощи и умеющего оказать ее в чрезвычайных ситуациях.

6. Рассмотрите с ребенком плакаты по безопасности на воде, они должны способствовать запоминанию основных правил безопасности на воде в летнее время, как самими детьми, так и родителями.

7. Запутавшись в водорослях, не делайте резких движений и рывков. Необходимо лечь на спину, стремясь мягкими, спокойными движениями выплыть в ту сторону, откуда приплыл. Если все-таки не удается освободиться от растений, то освободив руки, нужно поднять ноги и постараться осторожно освободиться от растений при помощи рук.

8. Нельзя подплывать, близко к идущим судам с целью покачаться на волнах. Вблизи идущего теплохода возникает течение, которое может затянуть под винт.

9. Следите за местными погодными условиями и метеопрогнозом, а также за высокими волнами, сильными приливами и признаками отбойных волн, или обратных течений, когда волны отражаются от скал и других препятствий. Их признаки: потоки воды необычного цвета, покрытые рябью, пеной или с большим количеством обломков и мусора. Для пловцов и лодок опасны также сильные ветра и грозы с молниями. Сильное течение может отнести даже опытного пловца далеко от берега. Попав в отбойную волну, плывите параллельно краю суши до тех пор, пока не закончится течение, и лишь потом поворачивайте к берегу.

10. Опасно прыгать (нырять) в воду в неизвестном водоеме — можно удариться головой о грунт, корягу, сваю и т. п., сломать шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть. Не менее опасно нырять с плотов, катеров, лодок, пристаней и других плавучих сооружений. Перед тем как нырять, необходимо проверить, какова глубина данного водоема и какие опасности могу подстерегать вас под поверхностью воды. Гораздо безопаснее сначала ступить в воду ногой, чем бросаться вниз головой, не подозревая о последствиях. Под водой могут быть бревна, сваи, рельсы, железобетон и пр. Нельзя купаться у крутых, обрывистых и заросших растительностью берегов водоемов. Здесь склон дна может оказаться очень засоренным корнями и растительностью. Иногда песчаное дно бывает зыбучим, что опасно для не умеющих плавать.

11. Водные развлечения и виды спорта популярны у многих туристов, однако и количество связанных с ними несчастных случаев очень велико. Поэтому, прежде чем отправляться на пляж водоема или отправлять туда своих детей, познакомьтесь с правилами безопасности на воде, чтобы свести к минимуму риск утонуть или пострадать от травмы во время купания или лодочной прогулки. Особенно актуально соблюдение правил поведения на воде для детей. Вода — среда опасная, и, намереваясь иметь с ней дело, нужно быть готовым к непредвиденным ситуациям.

Для того чтоб ребенок утонул достаточно глубины в 2,5 см.

Наши советы помогут Вам свести к минимуму вероятность того, что ребенок может утонуть.

Объясните ребенку основные правила при плавании:

1. Всегда необходимо плавать с взрослыми.

2. Не нырять в незнакомых водоемах. Сначала необходимо нырнуть ногами вперед.

3. Не толкайтесь и не прыгайте на других людей, когда находитесь в воде.

4. Будьте готовы к действиям в чрезвычайных ситуациях. Научите детей обращаться за помощью к взрослым или звонить в скорую помощь.

• Не разрешайте ребенку использовать надувные приспособления для игры на воде, например, нарукавники. Они могут сдуться или же ребенок может на них заснуть. Более того, ребенок может привыкнуть к использованию таких предметов, которые могут стать причиной смерти. Например, ребенок, часто использующий нарукавники может научиться прыгать с разбегу в бассейн. Ребенок может прыгнуть в бассейн и вспомнить об отсутствии нарукавников в самый последний момент.

• Научитесь плавать, если Вы еще этого не умеете. Также необходимо выучить технику спасения утопающих.

• Дети старше 4 лет должны посещать уроки плавания. Детям помладше хватит элементарных инструкций, когда в воде рядом с ними находятся родители. Как дети, так и взрослые могут потерять бдительность при нахождении в воде из-за ложного чувства безопасности.

Будьте всегда рядом, и тогда отдых на воде принесёт вам радость. А чтобы ваш отдых прошёл интереснее, играйте с детьми. Вот несколько игр, которые помогут детям лучше адаптироваться в воде.

«Карусели»

Играющие берутся за руки и образуют круг, начинают движение по кругу под слова:

Еле – еле, еле – еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом…

После того, как дети разгоняются и пробегут 2–3 круга, произносятся слова:

Тише – тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз – два! Нам пора,

Вот и кончилась игра.

С этими словами замедляют бег и постепенно останавливаются.

«Морской бой»

Для этой игры нужен бумажный кораблик. Дети стоят в воде, высота воды не выше груди. По команде руками начинают постукивать по воде так, чтобы брызги летели на бумажные кораблики, а вода их относила к берегу. Победитель определяется по количеству брызг, меткости их полёта или чей кораблик быстрее достигнет берега.

«Утята и щука»

Выбирается из игроков ведущий «щука», остальные «утята». У каждого за пояс плавок заткнут платок. Услышав слова: «День! Выходите, утята, плывите на озеро», дети ходят и прыгают в воде, имитируя повадки утят (чистят пёрышки, машут крылышками, ищут рачков, крякают и т.п.). По сигналу «Берегитесь: щука плывёт. Эх, проглочу!» игроки убегают на берег, стараясь, чтобы щука не выхватила у них платок. Если щуке это удаётся, происходит смена водящего.

Печать E-mail