Психолого-педагогическое обеспечение

Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса Основной целью системы психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад №174» г.о. Самара, является создание условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей, обеспечение их эмоционального благополучия, развитие индивидуальных способностей каждого ребенка. Функционирование программы психолого-педагогического сопровождения обеспечивает решение следующих задач:

1. Усиление психологизации в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

2. Проведение индивидуальной и групповой работы с детьми на основе диагностирования и учета их индивидуально-психологических особенностей.

3. В работе с педагогическими кадрами особое внимание уделить вопросу использования в работе с детьми данных, полученных в процессе диагностики педагогом-психологом.

4. Разработка и внедрение коррекционно-развивающих программ направленных на коррекцию эмоциональных и поведенческих нарушений.

5. Направить деятельность педагогического коллектива на выявление и помощь детям «группы риска» в их социальной реабилитации.

6. В работе по формированию здорового образа жизни у детей и родителей направить усилия на аспект профилактики и формированию психического здоровья.

7. В работе по подготовке детей к школе использовать комплекс развивающих занятий, направленных на мотивационно-ценностное отношение ребенка к школе, стимулировать развитие его психических процессов.

8. Оказание психологической помощи (консультативно-диагностической, коррекционной, психопрофилактической) всем участникам воспитательно-образовательного процесса.

9. Содействие личностному развитию каждого ребенка на всех возрастных этапах, на основе развития индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявлений.

10. Содействие развитию у детей основных личностных новообразований дошкольного детства.

11. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

12. Повышение психологической компетентности родителей и педагогов в закономерностях и особенностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе детского сада, обеспечивающего получение дошкольного образования, осуществляется по следующим направлениям:

  • диагностическая работа;
  • развивающая и коррекционная работа;
  • консультативная работа;
  • просветительская работа;
  • психопрофилактическая работа;
  • организационно-методическая работа.

1. Диагностическая работа

Диагностика интеллектуальной готовности к школе, осуществляется по адаптированной методике WISC Векслера включающая в себя 12 субтестов: 6 субтестов вер-бального и 6 субтестов невербального характера. Методика выбрана в соответствии с возрастом детей и учета индивидуальных особенностей. В ходе выполнения обсле-дования, педагог-психолог заполняет протоколы на каждого ребенка и протокол мо-ниторинга группы.

2. Коррекционная и развивающая работа

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы педагога-психолога являются: развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения. Развивающие групповые занятия с детьми проводятся один раз в неделю во всех возрастных группах.

Младший дошкольный возраст

1) Помощь в адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению:

  • экскурсии по детскому саду,
  • развивающие игры и упражнения в адаптационный период (А.С.Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»)
  • информационная поддержка родителей и педагогов.

2) Обеспечение психологической защищенности и поддержки ребенка:

  • игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем,
  • игры на освоение ребенком окружающей среды,
  • игры, направленные на установление контакта детей между собой, снятие эмоционального напряжения,
  • игры на развитие эмоциональной сферы.

3) Развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми младшего дошкольного возраста по сенсорному развитию (основные процессы — восприятие, внимание, память), формирование наглядно-действенных форм мышления.

Средний и старший дошкольный возраст

1) Развивающие занятия с детьми по развитию высших психических функций.

2) Развивающие занятия по подготовке детей к школе:

  • прививание интереса к процессу обучения,
  • интеллектуальные игры,
  • Арт-терапия (М. В. Киселева. Арт-терапия с детьми).

Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника — формирование способности распознавать и управлять своими эмоциями. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению. Эмоции становятся устойчивыми, приобретают социальный оттенок: сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им. Ребенок учится за внешними эмоциональными проявлениями угадывать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии с эти смыслом.

Дети дошкольного возраста отличаются особенностями эмоциональных состояний, уровнем притязаний, что отражается на характере их социальных контактов.

В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы детей предполагает:

  • профилактику и устранение встречающихся аффективных и негативных проявлений, других отклонений в поведении;
  • предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;
  • развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости, застенчивости и т.п.);
  • создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;
  • развитие социальных эмоций;
  • развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).

В связи с этим в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога решаются и следующие важные задачи:

  • воспитание у детей интереса к социальному окружению;
  • выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения;
  • обучение саморегуляции своего эмоционального состояния и избегания конфликтов.

На развивающих занятиях дети учатся показывать определенную эмоцию, оценивать невербальные средства выражения эмоций. Работа по развитию эмоционального опыта ребенка ведется и в направлении формирования понимания смысла и значения раз-личных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях. Для этого детям представляются различные модели поведения, например, уверенная, неуверенная, агрессивная, и предлагается проанализировать типичные для детской жизни эмоциональные ситуации с точки зрения этих моделей.

Далее, с помощью знаний о невербальных средствах выражения эмоций и полученных навыков в этой области, дети разыгрывают ту или иную ситуацию, используя различные модели поведения. Заключительным этапом работы является оценка и проверка собственного текущего опыта поведения в эмоционально значимых ситуациях. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения; осознают реальный смысл и значение формирования эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и социальных отношений в группе сверстников.

В детском саду педагогом-психологом ведется работа с детьми по формированию уверенности в себе и снижению тревожности в следующих направлениях: формирование у детей оптимистического склада мышления и мироощущения, положительной установки на предстоящую деятельность, умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений, укрепление уважения к себе, доверия к своим способностям, умениям и навыкам. Концентрация внимания детей на том приятном, добром, радостном, что их окружает, способствует формированию позитивной установки и оптимистического эмоционального склада мироощущений.

Развитие и коррекция познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций предполагает:

  • стимуляцию познавательной активности;
  • развитие памяти (расширение объема и устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • развитие восприятия; развитие внимания;
  • развитие мыслительных процессов;
  • развитие воображения; развитие связной речи.

Поэтому на первых этапах коррекционной работы познавательной сферы основной упор делается на развитие восприятия (формирование сенсорных эталонов в сфере зрительного и слухового восприятия, полноты) и различных аспектов внимания (объем внимания, переключения внимания, сосредоточения, самоконтроля). В ходе консультативной работы психологом оказывается помощь в решении проблем связанных с:

  • возникновением трудностей в воспитании детей;
  • детскими страхами;
  • нарушением формирования у ребенка половой идентичности;
  • нарушением взаимоотношения детей со своими сверстниками;
  • повышенной агрессивностью;
  • наличием у детей депрессивной симптоматики и др.

Часто родители, обращающиеся за консультациями в отношении ребенка, не могут воспринимать своего ребенка объективно, так как они сами напряжены из-за перегрузки и жизненных неудач. Их детям не нужна работа с психологом, им нужны родители, которые были бы спокойны и умели бы правильно с ними обращаться.

Консультации таких родителей проводятся посредством «информационных окон», брошюр «Шпаргалка для родителей», «Великий Нехочуха!», «Почему могут кусаться дети?». Психологическое сопровождение родителей проводится в интересах детей и считается необходимым и обязательным. В консультировании воспитателей акцент делается на особенности возрастных этапов, «кризисные» периоды детского развития. Также педагоги получают рекомендации по взаимодействию с агрессивными, аутичными, гиперактивными детьми.

В детском саду проводятся консультации воспитателей, которые направлены на разрешение конфликтных ситуаций с родителями. Большое внимание во время консультирования воспитателей уделяется и особенностям личности самого воспитателя, в качестве профилактики профессионального выгорания.

3. Просветительская работа

Просвещение родителей и педагогов занимает важное место в системе психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса. Так как оно носит предупреждающий характер, т.е. профилактический. Психолог детского сада обеспечивает родителей и педагогов своевременной информацией об актуальных состояниях ребенка, возможных проблемах, связанных с интеллектуальным развитием. Большое внимание психолог уделяет грамотному отбору тем для выступлений.

В рамках реализации данного направления психологом проводится следующая работа: Тематические выступления на родительских собраниях. Информирование педагогов о результатах психологического обследования детей на педсоветах. Подбор психологической литературы и ознакомление с ней участников воспитательно-образовательного процесса. Оформление информационных стендов. Семинары-практикумы для участников воспитательно-образовательного процесса.

4. Психопрофилактическая работа

Особое внимание в психолого-педагогическом сопровождении уделяется психопрофилактике. По данному направлению проводится совместная работа с музыкальным руководителем, с инструктором по физической культуре. С воспитателями психолог проводит обучающие тренинги по использованию «релаксационных пауз», «психомышечных разминок», которые проводятся с детьми во время и между занятиями.

Психологом организуется наблюдение в течение дня: как регламентируется деятельность детей, с целью выявления неблагоприятных факторов — утомление ребенка находящегося в детском саду. Профилактическая работа с детьми включает:

  • индивидуальные занятия по профилактике трудностей в обучении и воспитании;
  • групповую работу с детьми по профилактике агрессивности и тревожности;
  • Проблема профилактики социальной дезадаптации решается при помощи:
  • экскурсий детей в школу;
  • праздников.

Методическим обеспечением данного направления является: Ю.Ю.Гурьянова «Готовимся к школе. Интенсивный курс. Тесты, игры, упражнения». Т.В.Костяк « Психологическая адаптация ребенка в детском саду». Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг взаимодействия с детьми». Ю.В.Микляева, В.Н.Сидоренко «Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ» 7. Е.А.Нефедова,О.В.Узорова «Готовимся к школе». А.С.Роньжина «Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Т.Н.Руденко. «Год до школы: от А до Я». Ю.О.Севостьянова Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. Е.О.Смирнова. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. И.Л.Арцишевская. Психологический тренинг для будущих первоклассников. Н.В.Краснощекова. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.

5. Организационно-методическая работа

Организационно-методическая работа предполагает:

  • участие и проведение научно-практических семинаров, конференций округа;
  • пополнение инструментария, пополнение пособий;
  • анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и корректирующих программ;
  • обработка и анализ результатов психологических исследований;
  • оформление психологической документации;
  • подготовка занятий, консультаций и других видов работы со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса;
  • анализ адаптационных листов;
  • составление коррекционных и диагностических программ;
  • ведение карт развития ребенка;
  • подготовка заключений и методических рекомендаций.

Психологическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса предусматривает особые требования к личности и профессиональной подготовке психолога. В настоящее время психолог должен быть знаком с основами детской психотерапии, семейной, психоаналитической и юнгианской психотерапией, основами патопсихологии и нейропсихологии.

Психолог должен быть открыт навстречу ребенку. Необходимым для психолога является постоянный анализ своей работы, своих ощущений от взаимодействия с ребенком, осуществление рефлексии, результаты которой должны использоваться для понимания дезадаптивного поведения ребенка, поэтому педагог-психолог ДОУ регулярно посещает курсы повышения квалификации, занимается са-мообразованием и обменом опытом с коллегами.

Краткое описание форм работы с детьми

Непосредственно образовательная деятельность.

  1. Музыкальные праздники.
  2. Физкультурные праздники.
  3. Музыкальные развлечения.
  4. Экологические развлечения.
  5. Массовые праздники на улице.
  6. Мультимедийные презентации для детей старшей и подготовительной к школе групп.
  7. Утренняя гимнастика (в зале и на улице).
  8. Логоритмика, фонетическая гимнастика.
  9. Театральные представления для детей.
  10. Инсценировка сказки детьми.
  11. Проектная деятельность.
  12. Экскурсии (в музеи, парки, театры, цирк, выставки, библиотеки, школу).
  13. Субботники.
  14. Участие в конкурсах и фестивалях (ДОУ, района, города, области).
  15. Индивидуальные логопедические занятия.
  16. Беседы (по прочитанному произведению, по картинам, по теме, по ситуации, о живой и неживой природе, о труде взрослых).
  17. Ситуативный разговор.
  18. Речевая ситуация.
  19. Рассматривание иллюстраций.
  20. Отгадывание загадок.
  21. Сюжетные игры.
  22. Чтение художественной литературы.
  23. Обсуждение прочитанного.
  24. Составление рассказа по картинке.
  25. Сочинение сказок.
  26. Пересказ сказок, рассказов
  27. Разучивание стихотворений, скороговорок, потешек и т. д.
  28. Разучивание песен.
  29. Пение.
  30. Музыкально-дидактическая игра.
  31. Музыкальная импровизация.
  32. Игра-драматизация.
  33. Хороводные игры с пением.
  34. Чтение стихов наизусть.
  35. Подвижная игра с текстом.
  36. Театрализованная игра.
  37. Игровая ситуация.
  38. Словесная игра на прогулке.
  39. Режиссерская игра.
  40. Показ настольного театра.
  41. Разговор с ребенком о событиях из личного опыта.
  42. Создание коллекций.
  43. Фотовыставки.
  44. Создание и пополнение мини-музеев.
  45. Решение проблемных ситуаций.
  46. Интегративная деятельность.
  47. Наблюдение (за живой и неживой природой, явлениями общественной жизни, трудом взрослых).
  48. Разновозрастное общение.
  49. Чтение на прогулке.
  50. Сочинение загадок.
  51. Все виды самостоятельной деятельности, предполагающей общение со сверстниками (умение договариваться, общаться, обмениваться предметами, придумывание игр).

yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes